Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 мая 2006 г. N Ф03-А59/06-2/727
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курильскому району на решение от 30.08.2005, постановление от 17.11.2005 по делу N А59-3757/2005-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Курильскому району к МДОУ детский сад "З" о взыскании 29039,6 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2006 года.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Курильскому району обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к МДОУ детский сад "З" о взыскании 29039,6 руб.
Решением суда от 30.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, учреждение правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, поскольку налогоплательщик в нарушение пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ занизил сумму налога в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.
Инспекция по налогам и сборам, МДОУ детский сад "Золотая рыбка", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной МДОУ детский сад "Золотая рыбка". По результатам проверки налоговым органом принято решение N 03-01/44 от 30.05.2005 о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого социального налога в размере 20039,6 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в размере 145198 руб., пени в размере 2892,05 руб.
Неисполнение учреждением в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции N 199 от 30.05.2005 послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований налогового органа, арбитражный суд, исследовав представленные в деле доказательства, правильно применив нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 235 Налогового кодекса РФ МОУД детский сад "Золотая рыбка" признается плательщиком единого социального налога.
Пунктом 3 статьи 243 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом. Эта норма согласуется с положениями пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которым сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Между тем, из диспозиции нормы пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ прямо не следует, что неуплата налога в любом случае является налоговым правонарушением.
Как усматривается из материалов дела, инспекция по налогам и сборам в ходе проведения налоговой проверки учреждения не установила нарушений порядка исчисления налоговой базы (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), равно как и неправильного исчисления налога и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
В связи с чем кассационная инстанция считает, что в действиях учреждения, применившего в установленном законом порядке при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения, под которым в силу статьи 106 Налогового кодекса РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа о правомерном привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.11.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3757/05-С15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа
Налогоплательщик привлечен к указанной ответственности в связи с неправомерным занижением суммы ЕСН в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суды первой и апелляционной инстанций признали решение о привлечении к ответственности незаконным.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что в соответствии с п.3 ст.243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате.
Между тем из диспозиции нормы п.1 ст.122 НК РФ прямо не следует, что неуплата налога в любом случае является налоговым правонарушением.
При этом согласно ст.106 НК РФ под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность.
Таким образом, в действиях налогоплательщика, применившего в установленном законом порядке при исчислении суммы ЕСН налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения, установленного п.1 ст.122 НК РФ.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы, судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 мая 2006 г. N Ф03-А59/06-2/727
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании