Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А04/06-1/596
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/4091
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Серышевского района Амурской области на решение от 03.11.2005 по делу N А04-5819/05-5/675 Арбитражного суда Амурской области, по иску Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования к Администрации Серышевского района Амурской области, Администрации Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 576872 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2006 года.
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее Амурский областной ФОМС) обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Серышевского района Амурской области (далее Администрация) о взыскании штрафных санкций в сумме 576872 руб. 93 коп. за просрочку уплаты страховых взносов, подлежащих уплате в 2001-2003 годах за период с 01.01.2004 по 11.05.2005 на основании статей 2, 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании в РФ" и акта документальной проверки от 11.05.2005 N 23-00250.
Определением от 04.10.2005 участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Амурской области и Финансовый Департамент Администрации Амурской области.
Решением от 03.11.2005 иск удовлетворен за счет Администрации Серышевского района, субъект РФ от ответственности освобожден по мотиву наличия у муниципального образования в период с 2001 по 2003 годы обязательства по уплате страховых взносов на неработающее население по достигнутому сторонами мировому соглашению и по согласованному в рамках другого арбитражного дела графику (дело N А04-1025/04-18/59).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения суда проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе муниципального образования.
Жалоба мотивирована несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, наличием дефицита бюджета (в 2001 году - 160,4%, в 2002 году - 100,4%, в 2003 году - 101,6%), кредиторской задолженностью краевого бюджета и неправильным применением судом норм материального права по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, в том числе регионального законодательства, согласно которому страхование спорной категории граждан отнесено к государственным полномочиям.
В отзыве на жалобу доводы заявителя отклонены.
В рассмотрении кассационной жалобы, стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не участвовали.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" администрация муниципального образования является страхователем неработающего населения.
По состоянию на 01.01.2004 у Администрации возникла задолженность по уплате страховых взносов перед Амурским областным ФОМСом за период с 1995 года, которая составила 24677437 руб. 63 коп., в том числе недоимка в сумме 10349599 руб. 96 коп., пени - 14327837 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2004 N А04-1025/04-18/59 в пользу истца указанные недоимка и пеня взысканы.
В рамках настоящего дела ко взысканию предъявлена пеня, начисленная плательщику за период с 01.01.2004 по 11.05.2005 на основании акта проверки от 11.05.2005 в связи с просрочкой уплаты этой же недоимки.
Для привлечения к ответственности плательщика обязательных налогов и сборов, к которым в силу статьи 9 Налогового Кодекса РФ отнесены платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, статьей 104 этого Кодекса предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора.
Рассматривая иск по существу, суд исходил из того, что истцом данный порядок выполнен, так как акт проверки и сопроводительное письмо от 24.06.2005 N 49, направленные в адрес Администрации, соответствуют требованиям статьи 69 НК РФ.
Между тем, указанная норма предписывает обязательное направление плательщику требования об уплате санкции в форме письменного извещения о начисленной сумме в десятидневный срок со дня вынесения соответствующего решения.
Учитывая, что акт документальной проверки с сопроводительным письмом не отвечает требованиям статьи 69 НК РФ и не являются доказательствами соблюдения истцом действующего досудебного порядка урегулирования спора, данный вывод является ошибочным.
При указанных обстоятельствах решение признается подлежащим отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать по дополнительным доказательствам соблюдение истцом досудебной процедуры урегулирования спора, с учетом которых разрешить вопрос о возможности рассмотрения иска по существу.
Руководствуясь статьями 148, 284 АПК РФ Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.11.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-5819/05-5/675 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А04/06-1/596
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании