Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/842
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростек-Угловое" на решение от 20.09.2005, постановление от 15.12.2005 по делу N А51-5311/2005 13-110 Арбитражного суда Приморского края, по иску Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "Ростек-Угловое" о взыскании 3047 рублей.
Резолютивная часть постановления от 23 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2006 года.
Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ростек-Угловое" (далее - ООО "Ростек-Угловое) о взыскании нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральным автомобильным дорогам ущерба в сумме 3047 рублей.
Решением суда от 20.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2005, исковые требования Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края удовлетворены в полном объеме. При этом автомобиль марки "МАЗ 54323", регистрационный знак С989СВ, прицеп марки "МАЗ 9397", регистрационный знак прицепа АА0802 признан тяжеловесным грузом, осуществлявшим перевозку без специального разрешения в нарушение Приказа от 21.03.2005 N 22-ОД Департамента дорожного хозяйства Приморского края "О введении в действие временных правил об организации движения транспорта по краевым автомобильным дорогам общего пользования в весенний период 2005 года".
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ООО "Ростек-Угловое", которое просит их отменить как не соответствующие фактическим обстоятельства дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Приказ от 21.03.2005 N 22-ОД Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края, устанавливающий временные ограничения движения транспортных средств по краевым автомобильным дорогам общего пользования с нагрузкой на ось свыше 5 тонн и общей массой свыше 28,5 тонн с 05 апреля по 20 мая 2005 года, не определяет какой именно транспорт является тяжеловесным и не относится к нормативным правовым актам обязательным для исполнения.
Ответчик считает, что автомобиль марки "МАЗ 54323" гос. номер С989ВС общей массой 36,94 тонны не является тяжеловесным грузом, поскольку в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов (утв. Минтрансом РФ от 27.05.1996) тяжеловесным грузом является транспортное средство, масса которого превышает 38 тонн.
Ответчик также полагает, что фактическая масса автомобиля МАЗ гос. номер С989ВС установлена весами, которые, по мнению ООО "Ростек-Угловое", не отвечают ГОСТу.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что поскольку постановление о привлечении к административной ответственности от 12.04.2005 25 ПК N 1427718 вынесено в отношении физического лица - водителя автомобиля МАЗ гос. номер С989ВС, поэтому ООО "Ростек-Угловое" как юридическое лицо не может оспорить его в силу ст. 30.1 КоАП РФ.
Представитель ООО "Ростек-Угловое" в судебном заседании кассационной инстанции 25.04.2006 поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не направил, отзыва на жалобу не представил.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность обжалуемых решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании акта N 1651 от 12.04.2005 о превышении транспортным средством "МАЗ 54323", регистрационный знак С989СВ, установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, инспектором ДПС ОГАИ Уссурийского РОВД составлен протокол 25 ПК N 1427718 о привлечении Галанова В.В. (водителя), состоящего в трудовых отношениях с владельцем автотранспортного средства ООО "Ростек-Угловое", к административной ответственности. Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов N 7/2769 составлен работниками ПВК на сумму 3047 рублей с указанием реквизитов для оплаты.
В связи с тем, что ООО "Ростек-Угловое" в добровольном порядке в установленный шестимесячный срок платы за провоз тяжеловесных грузов не оплатило расчет N 7/2769 в указанной сумме, Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края обратился с настоящим иском в суд.
В целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, Правительством РФ принято постановление N 962 от 26.09.1995 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".
Согласно вышеназванному постановлению порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации определяется Инструкцией, утвержденной 27.05.1996 Министром транспорта Российской Федерации и согласованной с Министерством внутренних дел РФ (далее - Инструкция).
Пунктом 1.4 Инструкции предусмотрено, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящей Инструкцией. При этом с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, согласно пункту 1.6 Инструкции, взимается плата за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам и дорожным сооружениям. В соответствии с Приложением N 1 к данной Инструкции полная масса автомобильного транспортного средства с нагрузкой на ось свыше 5 тонн не должна превышать 38 тонн.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального Закона от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу статьи 14 приведенного нормативного акта временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, Приказом от 21.03.2005 N 22-ОД Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования на территории Приморского края и дорожных сооружений на них и на основании Положения о Департаменте дорожного хозяйства администрации Приморского края (утв. Постановлением администрации Приморского края от 30.05.2003 N 171) с 5 апреля по 20 мая 2005 года ввел временное ограничение движения по краевым автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств грузоподъемностью 5 тонн и более общей массой выше 28,5 тонн. В соответствии с п. 3.3 этого приказа условия движения транспортных средств в весенний период 2005 года должны быть доведены до сведения пользователей автомобильных дорог общего пользования на территории Приморского края через средства массовой информации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
26.03.2005 в установленном законодательством порядке Приказ от 21.03.2005 N 22-ОД опубликован в газете "Утро России" N 45 (3290).
Таким образом, Приказ от 21.03.2005 N 22-ОД Департамента дорожного хозяйства Приморского края издан компетентным органом исполнительной власти Приморского края в рамках предоставленных ему полномочий и подпадает под признаки нормативного правового акта, так как устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом.
Поэтому правомерен вывод суда о том, что к возникшим между истцом и ответчиком правоотношениям применяется именно этот Приказ, устанавливающий временные ограничения движения транспортных средств по краевым автомобильным дорогам общего пользования с нагрузкой на ось свыше 5 тонн и общей массой свыше 28,5 тонн с 05 апреля по 20 мая 2005 года.
Довод ООО "Ростек-Угловое" о том, что постановление о привлечении к административной ответственности от 12.04.2005 25 ПК N 1427718 вынесено в отношении физического лица - водителя автомобиля "МАЗ 54323" гос. номер С989ВС и поэтому в силу ст. 30.1 КоАП РФ ответчик не может его оспорить, также не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку водитель состоит в трудовых отношениях с обществом.
Исследуя представленные доказательства по делу, суд правильно установил обстоятельства для возложения на ответчика, как владельца повышенной опасности, обязанности по возмещению вреда, причиненного федеральным дорогам.
Таким образом, поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Ростек-Угловое" не возмещен ущерб в размере 3047 руб., причиненный нарушением порядка перевозки по территориальным дорогам тяжеловесных грузов в период временного ограничения движения транспортных средств грузоподъемностью 5 тонн и более, установленного Приказом от 21.03.2005 N 22-ОД Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края, а также размер ущерба подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком, поэтому судом правомерно удовлетворены исковые требования Департамента дорожного хозяйства администрации ПК в заявленной сумме.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.09.2005, постановление апелляционной инстанции от 15.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5311/2005 13-110 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/842
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании