Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Б": А.Л. Плотников, генеральный директор, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Б" на решение от 13.02.2006 по делу N А16-1798/05-1 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению открытого акционерного общества "Б" к инспекции федеральной налоговой службы по городу Биробиджану о признаннии незаконными и отмене постановлений N 02/604-1-34 от 14.12.2005, N 02/604, N 02/601-1 от 12.12.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество "Б" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными акта проверки предприятия розничной торговли алкогольной продукции N 604-1 от 30.11.2005, акта передачи на ответственное хранение алкогольной продукции N 604-1 от 30.11.2005, вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану (далее - инспекция, налоговый орган).
До вынесения решения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель изменил требования и просил признать незаконными и отменить постановления налогового органа N 02/604-1-34 от 14.12.2005, N 02/604, N 02/604-1 от 12.12.2005, данные изменения судом приняты.
Решением от 13.02.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано, в отношении требования о признании незаконным постановления N 02/604-1 от 12.12.2005 производство по делу прекращено. Судебное решение мотивировано тем, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт подачи в установленный срок заявления в лицензирующий орган на переоформление лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции, в связи с преобразованием данного предприятия, следовательно продажа алкогольной продукции осуществлялась без наличия лицензии на данный вид деятельности, также факт неприменения обществом контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов нашел свое подтверждение в материалах дела. В отношении привлечения Плотникова А.Л. к административной ответственности, как физического лица, постановлением N 02/604-1 от 12.12.2005, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью разрешения данного спора в Арбитражном суде.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Не согласившись с вынесенным решением, обществом подана кассационная жалоба, в которой предложено судебный акт отменить, как вынесенный с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерность вывода суда об отсутствии у общества лицензии, так как в соответствии со ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии, действие существующей лицензии должно быть приостановлено решением лицензирующего органа, на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона по инициативе самого лицензирующего органа, в данном случае данное действие проведено не было, следовательно, ранее действующая лицензия давала право на осуществлении продажи алкогольной продукции.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако представитель налогового органа участия в рассмотрении дела не принимал.
Проверив в порядке и пределах статей 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела на основании поручения N 02/491 от 28.11.2005, инспекцией проведена 30.11.2005 проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий в области оборота алкогольной продукции, порядок применения контрольно-кассовой техники в кафе-баре "Руслан", расположенном по адресу: г. Биробиджан, ул. Стрельникова, д. 2, принадлежащем ОАО "Б".
В ходе проверки выявились следующие нарушения: продажа алкогольной продукции осуществлялась при отсутствии лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, так как представленная обществом лицензия от 30.01.2003 N 0012243 выдана областному государственному унитарному предприятию "Б", кроме того при продаже одной бутылки водки "Еврейские штучки", газированной воды и трех стаканчиков, контрольно-кассовая машина не применялась. Результаты проверки отражены в актах от 30.11.2005.
В отношении данных правонарушений инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении N 02/604-1-34 от 06.12.2005, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ; N 02/604-1 от 01.12.2005 ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, а также протокол N 02/604-1 составленный в отношении физического лица - Плотникова А.Л. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
По окончании проверки инспекцией вынесены постановления N 02/604-1-34 от 14.12.2005, N 02/604 от 12.12.2005, которыми общество привлечено к ответственности в виде взыскания штрафных санкций.
Постановлением N 02/604-1 от 12.12.2005 Плотников А.Л. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 МРОТ.
Не согласившись с вынесенными постановлениями налогового органа, общество обжаловало их в судебном порядке.
Арбитражный суд отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемых ему правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16, ст. 14.5 КоАП РФ и в части привлечения физического лица Плотникова А.Л. по ст. 14.5 КоАП РФ прекратил производство по делу в связи с неподведомстенностью данного спора в Арбитражному суде.
Решение суда заявителем в кассационной инстанции обжалуется только в части вмененного ему правонарушения в области нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и п. 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, при продаже алкогольной продукции продавец обязан иметь в наличии информацию о легальности ее производства и оборота, которую должен представить по требованию покупателя.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 3 Правил продажи алкогольной продукции продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нарушение указанных Правил в силу п. 19 влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что областное государственное унитарное предприятие "Б" имело лицензию на право продажи алкогольной продукции от 30.01.2003 N 0012243, со сроком действия три года. Поскольку указанное предприятие 25.10.2005 было приватизировано путем преобразование в открытое акционерное общество "Б", то в соответствии с п. 8 ст. 19 ФЗ N 171-ФЗ от 22.11.2005 общество обязано было в пятнадцатидневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. В материалах дела имеется заявление о перерегистрации лицензии от 23.12.2005.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления N 02/604-1-34 от 14.12.2005 суд указал, что поскольку заявления о перерегистрации лицензии обществом в установленный срок не было подано, что является нарушением вышеуказанной нормы, следовательно на момент проверки (30.11.2005) общество осуществляло продажу алкогольной продукции по ранее выданной, где юридическим лицом значится ОГУП "Б", а значит в его действиях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем, судом не учтено, что п. 8 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.2005 кроме того указано, что до переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.
При этом последствия, которые наступили бы при пропуске срока подачи заявления о переоформлении лицензии, законом не предусмотрены.
Непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии могло являться основанием для приостановления действия лицензии, что следует из п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, однако таких сведений в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное решение суда подлежит отмене, а кассационная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.02.2006 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-1798/2005-1 отменить в части.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 02/604-1/34 от 14.12.2005, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области.
В остальной части решение суда оставить в силе. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления N 02/604-1-34 от 14.12.2005 суд указал, что поскольку заявления о перерегистрации лицензии обществом в установленный срок не было подано, что является нарушением вышеуказанной нормы, следовательно на момент проверки (30.11.2005) общество осуществляло продажу алкогольной продукции по ранее выданной, где юридическим лицом значится ОГУП "Б", а значит в его действиях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем, судом не учтено, что п. 8 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.2005 кроме того указано, что до переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.
...
Непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии могло являться основанием для приостановления действия лицензии, что следует из п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, однако таких сведений в материалах дела не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2006 г. N Ф03-А16/06-2/1619 "При разрешении спора судом не учтено, что до переоформления лицензии организация вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", ноябрь-декабрь 2006 г., N 6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании