Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2019
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 мая 2007 г. N Ф03-А24/07-1/1331
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: представитель по доверенности ДВЭУК-71/56Д от 11.01.2006 - Курганова Н.В., представитель по доверенности ДВЭУК-71/1411Д от 30.12.2005 - Проэктор Е.И., представитель по доверенности ДВЭУК-71/256Д от 10.01.2006 - Васильева О.А., от ответчика: Управления финансов, налогов и сборов администрации КАО - представитель по доверенности б/н от 27.10.2005 - Родионова Н.А.; Администрации КАО - представитель по доверенности б/н от 20.12.2005 - Родионова Н.А.; Субъекта РФ - представитель по доверенности б/н от 20.12.2005 - Родионова Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" на решение от 09.06.2005, постановление от 20.02.2006 по делу N А24-424/04-10 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Корякскому автономному округу, Администрации Корякского автономного округа, Управлению финансов, налогов и сборов Администрации Корякского автономного округа о взыскании 106010620 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации Корякского автономного округа (далее - Администрация КАО) о взыскании убытков в сумме 106010000 руб., причиненных неисполнением Соглашения от 25.03.2003, заключенного сторонами в целях стабилизации поставки электроэнергии, обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей и нормализации расчетов за электроэнергию в 2003 году (далее - Соглашение от 25.03.2003).
Определением от 11.10.2004, 08.02.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Корякский автономный округ и Департамент финансов и налоговых сборов Администрации КАО, а определением от 03.03.2005 последний заменен на правопреемника - Управление финансов, налогов и сборов Администрации КАО.
До рассмотрения спора по существу истцом уточнено основание иска (статья 15 ГК РФ и нарушение Федерального Закона "О тарифном регулировании", пункт 3 статьи 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, пункты 9.1, 46 и 93 Постановления ФЭК от 31.07.2002 N 49-3/8).
Решением от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2006, в иске отказано по мотиву недоказанности факта нарушения Администрацией КАО Соглашения от 25.03.2003, а также размера убытков.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе истца.
Жалоба мотивирована неправильным применением судами норм материального права и норм процессуального права, так как сумму искового требования составляет неполученная истцом из бюджета Корякского автономного округа субвенция, предусмотренная пунктом 22.3 Соглашение от 25.03.2003.
Из кассационной жалобы следует также, что размер ущерба истца подтвержден актом сверки взаиморасчетов сторон от 01.01.2004 и актом сверки, представленным в суд 13.02.2006, оформлением которого Администрация КАО признала задолженность частично на сумму 801763,20 руб. за 11808 квт/ч.
В настоящем судебном заседании представители истца жалобу поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации КАО, ссылаясь на материалы прокурорской проверки по факту теплоснабжения региона в спорном сезоне, заявил о завышении истцом суммы заявленных ко взысканию фактических расходов, недостоверности акта сверки от 01.04.2004, учитывая максимальную величину расходов истца по г. Палане (самая крупная административная единица округа) в размере около 804,0 тыс. руб.
При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Решением от 27.12.2002 N 16 Региональной энергетической комиссии Администрации КАО (далее - РЭК) установлен пониженный тариф для населения в размере 2,25 руб. за 1 квт/час (с учетом НДС) за счет выделения ОАО "Камчатскэнерго" в 2003 году субвенций из средств бюджета КАО в размере 160010000 руб. на возмещение убытков от реализации электроэнергии по сниженному тарифу (Протокол РЭК от 27.12.2002 N 16 с Приложениями NN 2к, 3к).
Постановлением Губернатора КАО от 13.02.2003 N 32 предусмотрены завоз и передача ОАО "Камчатскэнерго" в качестве компенсации расходов по реализации энергоресурсов по льготному тарифу дизельного топлива на сумму 160,0 млн. руб. для выработки в 2003 году электроэнергии для нужд населения региона.
В целях реализации упомянутого Решения РЭК и данного Постановления Губернатора между истцом и Администрацией КАО заключено Соглашение от 25.03.2003.
Предметом данного Соглашения является взаимодействие на условиях применения пониженного тарифа - 2,25 руб. за 1 квт/час на услуги истца в целях стабилизации энергоснабжения потребителей Корякского автономного округа и нормализации расчетов за электроэнергию в 2003 году бюджетными и бюджетозависимыми потребителями путем ежемесячного погашения дебиторской задолженности последних из окружного бюджета КАО, а также компенсации истцу из областного и местных бюджетов 159,6 млн. руб. убытков и обеспечения поставки истцу дизельного топлива и масла на сумму 193,3 млн. руб. и компенсации последнему на сумму 15,0 млн. руб. убытков от подачи электроэнергии населению по льготному тарифу.
При заключении данного Соглашения сторонами подписаны Приложения NN 1.1.1-1.1.6, NN 1.1, 1.2, NN 2-6, являющиеся графиками оплаты текущего потребления электроэнергии бюджетными и бюджетозависимыми потребителями по каждому району округа и городу Палана, передачи топлива, компенсации убытков энергоснабжающему предприятию (истцу).
По состоянию на 01.01.2004 сторонами подписан акт сверки взаиморасчетов по реализации электроэнергии в 2003 году по тарифу 2,25 руб. за 1 квт/час, согласно которому, задолженность Администрации КАО перед ОАО "Камчатскэнерго" составила 1069010620 руб. (л.д. 85, т. 1).
С иском суду предоставлена переписка сторон по исполнению Соглашения, акт сверки с задолженностью ответчика в объеме 106010620 руб., акты передачи векселей в счет погашения долга, а в апелляционной инстанции истцом представлены суду подлинники квитанций и иных документов и их копии на цифровых носителях, в целях подтверждения оплаты электроэнергии физическими лицами, бюджетными и бюджетозависимыми предприятиями, а также балансы по фактам выработки тепловой и электрической энергии за январь-декабрь 2003 года, справка о структуре полезного отпуска тепловой и электрической энергии за 2003 год, счета-фактуры.
Ответчиком заявлялись ходатайства об отложении дела для ознакомления с данными доказательствами, а затем и об их исключении из числа доказательств, однако эти ходатайства судом апелляционной инстанции отклонены по мотиву необходимости их оценки при разрешении спора по существу.
Заявленное ответчиком ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы на предмет проверки достоверности расчетов заявителя, касающихся фактического объема полезного отпуска электроэнергии населению округа в 2003 году, судом отклонено ввиду наличия у суда возможности их проверки, поскольку специальные познания для такой проверки не требуются.
При рассмотрении настоящего спора судом неоднократно отклонены заявления Администрации КАО и о фальсификации истцом первичных документов, квитанций потребителей, сводных реестров квитанций первичного бухгалтерского учета.
В отношении платежных документов населения, заявление о фальсификации связано с отсутствием в квитанциях необходимых реквизитов: оттисков кассовых аппаратов кредитных учреждений, сведений о наличии у граждан права на льготы, а в отношении платежей юридических лиц, оформленных абонентами - юридическими лицами, недоказанностью объема энергопотребления из-за отсутствия в кассовых лентах сведений об объеме, наименовании плательщика.
Оценивая существо и характер правоотношений возникших между ОАО "Камчатскэнерго" и Администрацией КАО правоотношений и Соглашения от 25.03.2003, суды обеих инстанций исходили из того, что обязательство по компенсации энергоснабжающей организации убытков на сумму 159,6 млн. руб. является небезусловным, поэтому фактический уровень убытков от применения в регионе пониженного тарифа на энергоресурсы, то есть размер компенсации и исполнение Соглашения истец обязан подтвердить документально.
Данный вывод подтверждается обстоятельствами, при которых подписано Соглашение от 25.03.2003 и его содержанием, поскольку оно подписано в начале 2003 года (до возникновения у истца убытков), следовательно, сумма компенсации - 159,6 млн. руб., является плановой, рассчитаной из стоимости услуг для населения на сумму 345010,0 тыс. руб. (решение РЭК от 27.12.2002).
Вместе с тем, Соглашение от 25.03.2003 не является договором энергоснабжения, предусмотренным статьей 539 ГК РФ в силу субъектного состава его участников и предмета обязательств сторон.
В связи с этим обстоятельством, как правильно установили суды обеих инстанций, доказательствами отпуска электроэнергии для населения помимо квитанций могут являться достоверные сведения жилищно-коммунальных предприятий об объемах расхода электроэнергии для освещения подвалов, подъездов и лестничных площадок жилых домов, однако доказательства истца, касающиеся его расходов на указанные нужды населения судом первой инстанции ошибочно отклонены без исследования других надлежащих доказательств.
Другим основанием отклонения иска апелляционной инстанцией является отсутствие доказательственной силы у предъявленных истцом квитанций, по которым электроэнергия оплачена населением, поскольку часть из этих квитанций относится к 2003 году, или связана с оплатами санкций, а часть не содержит сведений о периоде отпуска электроэнергии, сведений об оплате, но количество таких квитанций в постановлении суда не указано.
Судом апелляционной инстанции сделана ссылка на наличие в квитанциях других недостатков по форме и содержанию, то также без указания на конкретное число таких документов и признаки пороков формы и содержания.
Учитывая, что общее количество квитанций, приобщенных к материалам дела превышает 20,0 тыс. руб. штук, проверка законности постановления относительно этих доказательств не представляется возможным из-за упомянутых недостатков их судебного исследования.
При вынесении постановления суд апелляционной инстанции допустил еще одно процессуальное нарушение, а именно - нарушение требований части 3 статьи 70 АПК РФ, предусматривающей освобождение от доказывания обстоятельства, признанного стороной в арбитражном процессе, так как по настоящему делу имеет место признание ответчиком иска на сумму 801763,20 руб. (за 118080 квт/ч - по г. Палане).
Учитывая перечисленные процессуальные нарушения, обжалованные судебные акты признаются подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует в полном объеме исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства, при необходимости предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, рассмотреть вопросы о привлечении к участию в деле третьих лиц - жилищно-коммунальных предприятий, для получения сведений об обстоятельствах внутридомового потребления электроэнергии по жилому фонду, предоставления отдельным категориям граждан льгот, рассмотрев по существу заявление Администрации о фальсификации, с учетом частичного признания этим лицом иска.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.06.2005, постановление от 20.02.2006 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-424/04-10 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2019
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании