Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1862
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 03.02.2006, постановление от 05.04.2006 по делу N А73-5123/2005-28 (АИ-1/375/06-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" в лице Советско-Гаванского межрайонного узла электрической связи к Министерству финансов Российской Федерации, Комитету социальной защиты населения администрации Ванинского района, Министерству финансов Хабаровского края, 3 лицо - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, о взыскании 44120 рублей 33 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" в лице Советско-Гаванского межрайонного узла электрической связи (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Ванинского района, третьим лицам - Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании 44120 рублей 33 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в октябре-декабре 2004 года гражданам льготной скидки по оплате услуг электрической связи в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", с Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 (2004) годы".
До принятия по делу решения определением суда от 14.07.2005 изменен процессуальный статус Министерства финансов РФ и Министерства финансов Хабаровского края, они привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 22853 рубля 42 копейки, в связи с частичным погашением суммы задолженности Министерством финансов Хабаровского края за предоставленные льготы по Краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 (2004) годы". При этом истец уточнил период, за который требует взыскать убытки - 2001 год и октябрь-декабрь 2004 года.
Решением суда от 03.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2006, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ за счет казны РФ взыскано 13380 рублей, во взыскании 9472 рублей 42 копеек отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности. В удовлетворении иска за счет Комитета социальной защиты населения администрации Ванинского района Хабаровского края и Министерства финансов Хабаровского края отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных вышеназванными Федеральными законами, не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие этих Законов.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановлением апелляционной инстанции отменить в части удовлетворенных требований за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, подпадающим под действие Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ, как главному распорядителю бюджетных средств.
Оспаривая судебные акты в части отнесения на казну РФ расходов истца по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", заявитель ссылается на неправильное применение судом Постановления Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 (Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004 продлено действие на 2004 год), предусматривающего льготы реабилитированным за счет средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Подтвержденные документально по установленной форме расходы Хабаровского края возмещены из федерального бюджета полностью.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела ОАО "Дальсвязь" в октябре-декабре 2004 года на основании заключенного с Комитетом социальной защиты населения администрации Ванинского района Хабаровского края договора б/н от 01.01.2004 при расчете за оказанные услуги связи (плата за установку, пользование домашним телефоном, радио), учитывало в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий" льготную скидку в размере 50% от установленной платы жителям Ванинского района Хабаровского края, подпадающим под действие этих законов.
Факт оказания услуг связи подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими с предоставлением услуг связи инвалидам за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы федерального казначейства.
Как следует из обстоятельств дела, Министерством финансов РФ при составлении проектов федерального бюджета на 2004 год было предусмотрено средств на компенсацию расходов по установке телефонов, оплате абонентской платы за пользование телефонами инвалидами меньше заявленной Министерством труда и социального развития РФ потребности.
Министерством социальной защиты населения Хабаровского края в пределах лимитов бюджетных обязательств через Министерство труда и социального развития РФ выделенные средства полностью использованы по целевому назначению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, выделенные через главного распорядителя федеральных бюджетных средств - Министерство труда и социального развития РФ бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы операторов связи, в том числе и истца, в связи с чем, суд правомерно на основании ст. 1071 ГК РФ возложил ответственность на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право реабилитированных лиц на бесплатную установку телефона.
Постановлением Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 (действие продлено на 2004 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004) утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно вышеназванным Правилам расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В соответствии с Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", в 2004 году составил 1638240 тысяч рублей. Как установлено судом, объем средств перечисленных из них в бюджет Хабаровского края не покрывает расходы предприятий края, предоставивших льготные услуги, задолженность федерального бюджета перед бюджетом Хабаровского края на 01.01.2005 на реализацию указанного закона составила 22335000 рублей.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 13380 рублей за счет казны Российской Федерации.
Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана правильная правовая оценка, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5123/2005-28 (АИ-1/375/06-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1862
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании