Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1522
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Тропина Т.Л. - юрисконсульт по доверенности N ДСВ-13/ПФ, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22.11.2005, постановление от 20.02.2006 по делу N А51-5776/05 19-123 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока, 3 лицо - Департамент финансов администрации Приморского края, о взыскании 984000 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока о взыскании 936000 рублей расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2003-2004 годах гражданам, проживающим в г. Владивостоке, льготной скидки по оплате услуг электрической связи в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечен Департамент финансов администрации Приморского края.
До принятия по делу решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил сумму исковых требований до 984000 рублей.
Решением суда от 22.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к другим ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, не учло при формировании федерального бюджета на 2003, 2004 годы достаточные средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие этого Закона.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановлением апелляционной инстанции отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", так как согласно пункту 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, заявитель ссылается на выделение средств из Фонда компенсаций на реализацию указанного Закона в 2003, 2004 годах, в связи с чем основания для привлечения к ответственности Министерства финансов РФ, по его мнению, отсутствуют.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Дальсвязь" доводы жалобы отклонил в полном объеме и просил решение и постановление оставить в силе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, заслушав в заседании представителя ОАО "Дальсвязь", рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела ОАО "Дальсвязь" в 2003-2004 годах за счет собственных средств предоставляло услуги по бесплатной установке телефонов в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" 184-м жителям г. Владивостока, подпадающим под действие этих законов.
Факт оказания услуг связи подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 984000 рублей на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Статьей 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право реабилитированных лиц на бесплатную установку телефона. Порядок предоставления таких льгот в соответствии со статьей 17 вышеназванного Закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 (действие продлено на 2004 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004) утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно вышеназванным Правилам расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Приморскому краю в 2003, 2004 годах из федерального бюджета перечислено 13060000 рублей и 21177000 рублей соответственно. Из них г. Владивостоку - 2346000 рублей без указания конкретных льгот. Выделенные средства полностью использованы на выполнение обязательств по социальной защите населения. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Как установлено судом, объем средств перечисленных в местный бюджет не покрывает расходы предприятий, предоставивших льготные услуги, задолженность федерального бюджета перед бюджетом Приморского края на реализацию указанного закона составила в 2003 году 1394000 рублей, в 2004 году - 7037000 рублей.
Таким образом, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы операторов связи, в том числе и истца, в связи с чем, суд правомерно на основании ст. 1071 ГК РФ возложил ответственность на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Приморского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 984000 рублей за счет казны Российской Федерации.
Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана правильная правовая оценка, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5776/05 19-123 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1522
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании