Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1306
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кондращенко М.Е. - ведущий юрисконсульт по доверенности N ДВЭУК-71/1409 Д от 30.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского" на решение от 11.01.2006 по делу N А24-4506/04-17 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" к муниципальному учреждению "Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского", администрации г. Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию Финансово-казначейскому управлению администрации г. Петропавловска-Камчатского о взыскании 9116630 руб. 94 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 30.05.2006.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к муниципальному учреждению "Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского" (далее - Учреждение) о взыскании 9116630 руб. 94 коп. задолженности по договору на отпуск и потребление электрической энергии от 01.01.1997 N 736 за период с 14.12.2001 по 05.07.2002.
Иск обоснован тем, что возникшая по заключенному между истцом и Департаментом городского хозяйства г. Петропавловска-Камчатского договору N 736 задолженность в размере 13602807 руб. 70 коп., передана ответчику на основании постановления градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 18.06.2002 N 492 и акта приема-передачи от 23.06.2002 N 492. Оставшаяся непогашенной ответчиком часть задолженности в сумме 9116630 руб. 94 коп. подлежит взысканию в пользу истца на основании ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Петропавловска-Камчатского.
Решением от 25.02.2005 иск удовлетворен на основании ст. 309 ГК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.07.2005 решение отменено на основании ч.ч. 1, 3 ст. 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении дела по ходатайству истца к участию в деле привлечены соответчики: администрация г. Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование и Финансово-казначейское управление администрации г. Петропавловска-Камчатского.
До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать 9116630 руб. 94 коп. задолженности с Учреждения, а в случае отсутствия денежных средств у основного должника с Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского в порядке субсидиарной ответственности на основании ст.ст. 120, 399 ГК РФ. При этом истец заявил отказ от исковых требований к администрации г. Петропавловска-Камчатского, который принят судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ. Производство по делу в отношении администрации г. Петропавловска-Камчатского прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением от 11.01.2006 иск удовлетворен за счет Учреждения на основании ст.ст. 309, 310, 314, 389, 391, 544 ГК РФ. В остальной части исковых требовании отказано.
Судебный акт мотивирован наличием доказательств, подтверждающих фактический перевод долга Департамента городского хозяйства по договору от 01.01.1997 N 736 на нового должника - Учреждение и отсутствием оснований для привлечения Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования к субсидиарной ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение от 11.01.2006 отменить как незаконное. В обоснование жалобы заявитель привел доводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку договор перевода долга в письменной форме не заключался, а акт приема-передачи кредиторской задолженности не может служить доказательством законности сделки по передаче кредиторской задолженности Учреждению. Полагает, что, исходя из ст. 100 Бюджетного кодекса РФ и п. 1.2 устава Учреждения, оно не имеет полномочий принимать кредиторскую задолженность, не являющуюся муниципальным долговым обязательством. Кроме того, считает, что акты сверки, счета-фактуры, предъявленные истцом, не могут служить доказательством наличия обязательства.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Камчатскэнерго" выразил несогласие с доводами, приведенными в жалобе, и просил в ее удовлетворении отказать.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 11.01.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не усматривает.
Как видно из материалов дела, 01.01.1997 между ОАО "Камчатскэнерго" (энергоснабжающая организация) и Департаментом городского хозяйства г. Петропавловска-Камчатского (абонент) заключен договор N 736 на отпуск и потребление электрической энергии, по которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять электроэнергию для уличного освещения г. Петропавловска-Камчатского, а абонент - принять и оплатить ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
За потребленную в спорный период электроэнергию истец выставил абоненту счета-фактуры, которые Департамент городского хозяйства в полном объеме не оплатил, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 13602807 руб. 79 коп.
Постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 08.02.2001 N 25 принято решение о ликвидации Департамента городского хозяйства и назначении ликвидатора.
На основании постановления градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 18.06.2002 N 492 в связи с ликвидацией Департамента городского хозяйства его кредиторская задолженность по договору от 01.01.1997 N 736 в сумме 13602807 руб. 79 коп. передана Учреждению по акту приема-передачи от 23.06.2002.
В результате частичной оплаты суммы долга размер задолженности составил 9116630 руб. 94 коп.
Неоплата указанной задолженности Учреждением послужила основанием для обращения ОАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов.
Согласно ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд установил факт перевода долга Департамента городского хозяйства по договору от 01.01.1997 N 736, с согласия кредитора - ОАО "Камчатскэнерго", на нового должника Учреждение, а также частичной оплаты последним задолженности по договору N 736. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 18.06.2002 N 492, актом приема-передачи задолженности от 23.06.2002, актом сверки взаиморасчетов от 27.05.2004, письмом Учреждения от 28.08.2003 N 62/337 о принятии задолженности, письмом ОАО "Камчатскэнерго" от 22.07.2002 N 11-21/347 о согласии на перевод долга.
При этом правильным является вывод суда о том, что акт приема-передачи задолженности, подписанный представителями Департамента городского хозяйства и Учреждения по форме и содержанию отвечает требованиям, предъявляемым к письменной форме сделки, соответствующей ст.ст. 389, 391 ГК РФ.
Установив факт поставки истцом электроэнергии в спорный период и наличие задолженности за поставленную электроэнергию в сумме 9116630 руб. 94 коп., суд правомерно взыскал с Учреждения задолженность за поставленную электроэнергию по договору от 01.01.1997 N 736 в заявленном истцом размере на основании ст.ст. 309, 310, 314, 389, 391, 544 ГК РФ.
Вывод суда об отсутствии оснований для возложения субсидиарной ответственности на Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского соответствует обстоятельствам дела и не противоречит закону.
Доводы заявителя жалобы о том, что у Учреждения не возникли обязательства по погашению задолженности по договору от 01.01.1997 N 736 в связи с отсутствием заключенного в письменной форме договора перевода долга и согласия кредитора - ОАО "Камчатскэнерго" на перевод долга, подлежат отклонению, поскольку судом установлен факт заключения сторонами сделки по переводу долга путем подписания акта от 23.06.2002, отвечающего требованиям ст.ст. 389, 391 ГК РФ, а также наличие согласия ОАО "Камчатскэнерго" на перевод долга, что подтверждается письмом от 22.07.2002 N 11-21/347.
Кроме того, в деле имеются доказательства, подтверждающие принятие спорной задолженности Учреждением, и частичное ее погашение ответчиком в спорный период с июля по декабрь 2002 года.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие у Учреждения полномочий принимать кредиторскую задолженность, не являющуюся муниципальным обязательством, несостоятельны.
Так, в соответствии с п. 3.6 устава ответчика в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, Учреждение может выполнять функции, возложенные на него администрацией г. Петропавловска-Камчатского. Поскольку передача задолженности ликвидированного Департамента городского хозяйства Учреждению произошла в соответствии с постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 18.06.2002 N 492, то основания считать, что перевод долга муниципального учреждения на ответчика выходит за рамки его компетенции отсутствуют.
При принятии решения от 11.01.2006 судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой заявителю предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с Учреждения в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.01.2006 по делу N А24-4506/04-17 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения "Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Камчатской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1306
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании