Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/98
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МУП г. Хабаровска "Водоканал": Н.Е. Кутняк, юрисконсульт, доверенность от 29.01.2008 N 2-юв, от ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска: Е.В. Попова, специалист 1 разряда, доверенность от 10.01.2008 N 145, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю на решение от 10.09.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, на постановление от 16.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7477/2007-74ИП, по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Водоканал", заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Водоканал" (далее - МУП г. Хабаровска "Водоканал", предприятие, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 16.07.2007 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, служба судебных приставов) в части взыскания исполнительского сбора в размере 7%, составляющего 10175985 руб. 54 коп., и уменьшении его до 5000000 руб.
К участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска).
Решением арбитражного суда от 10.09.2007, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Постановление службы судебных приставов признано недействительным в части установления исполнительского сбора в размере 7%, исполнительский сбор снижен до 5000000 руб.
Служба судебных приставов, не согласившись с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить как принятые с нарушение норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что снижение размера исполнительского сбора является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя. При этом указывает, что ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве), ни Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П не содержат положений, в соответствии с которыми на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность по установлению причин, являющихся основанием для снижения размера исполнительского сбора. Кроме того, считает, что должник, как лицо, заинтересованное в снижении исполнительского сбора, должен был обратиться к судебному приставу-исполнителю в установленный для добровольного исполнения срок с соответствующим ходатайством и предоставить достаточные доказательства наличия уважительных причин.
В отзыве на кассационную жалобу МУП г. Хабаровска "Водоканал" выразило несогласие с доводами жалобы. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска не выразил мнение по кассационной жалобе, а представитель МУП г. Хабаровска "Водоканал" поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОСП по Центральному району г. Хабаровска 02.07.2007 на основании постановления ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 26.06.2007 N 244/1 возбуждено исполнительное производство N 1/13405/493/2/2007 о взыскании с МУП г. Хабаровска "Водоканал" задолженности по пене за просрочку уплаты налогов в сумме 145371222 руб. 07 коп.
Указанным постановлением должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Одновременно предприятию было разъяснено, что в случае неисполнения данного требования в соответствии со статьей 81 Закона об исполнительном производстве будет вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы.
Должник 11.07.2007 обратился в Службу судебных приставов с заявлением об отложении исполнительных действий до рассмотрения Арбитражным судом Хабаровского края его заявления о приостановлении исполнительного производства в связи с тяжелым финансовым состоянием предприятия.
Однако в рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель, посчитав, что в срок до 13.07.2007, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, вынес постановление от 16.07.2007 о взыскании с МУП г. Хабаровска "Водоканал" исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы (10175985 руб. 54 коп.) ввиду неуплаты должником в добровольном порядке суммы долга, признав причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной.
Считая, что судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления от 16.07.2007 не были приняты во внимание обстоятельства неисполнения должником в добровольном порядке исполнительного документа в установленный законом срок, МУП г. Хабаровска "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно статье 81 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Взыскание с должника 7% исполнительского сбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 81 ФЗ Закона об исполнительном производстве, должно осуществляться с учетом положения Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, в силу которого исполнительский сбор как мера наказания может быть снижен с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
С учетом изложенного, судебные инстанции, установив уважительность причин неисполнения предприятием требований исполнительного документа (тяжелое финансовое положение), пришли к правильному выводу о неправомерности взыскания исполнительского сбора в размере 7% и снизили размер исполнительского сбора до 5000000 руб.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права - статьи 81 ФЗ Закона об исполнительном производстве, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что на него не возложена обязанность по установлению причин, которые могут являться основанием для снижения размера исполнительского сбора, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
Так, суд апелляционной инстанции со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П правильно указал на то, что при вынесении постановления судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве.
Иные доводы жалобы не принимаются во внимание кассационной инстанцией, поскольку как следует из материалов дела, 11.07.2007 в адрес судебного пристава-исполнителя должником были отправлены заявление об отложении исполнительных действий и заявление о приостановлении исполнительного производства, содержащие доводы, свидетельствующие, по мнению предприятия, о наличии у него уважительных причин неисполнения исполнительного документа. Из постановления о взыскании исполнительского сбора от 16.07.2007 усматривается, что, взыскивая с должника исполнительский сбор в размере 7%, судебный пристав-исполнитель признал причины неисполнения должником исполнительного документа неуважительными, с чем впоследствии не согласились судебные инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.09.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 16.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7477/2007-74ИП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взыскание с должника 7% исполнительского сбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 81 ФЗ Закона об исполнительном производстве, должно осуществляться с учетом положения Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, в силу которого исполнительский сбор как мера наказания может быть снижен с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
...
Довод заявителя жалобы о том, что на него не возложена обязанность по установлению причин, которые могут являться основанием для снижения размера исполнительского сбора, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
Так, суд апелляционной инстанции со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П правильно указал на то, что при вынесении постановления судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/98
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании