См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2200
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Камчатской области на решение от 01.12.2005, постановление от 06.02.2006 по делу N А24-2490/05-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению администрации Камчатской области о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Камчатской области от 02.12.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.07.2006.
Администрация Камчатской области обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Камчатской области (далее - УФАС) от 02.12.2004 по делу N 21-07/32-31-04А.
Решением от 01.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2006, в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском срока на его подачу, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В кассационной жалобе администрация Камчатской области предлагает решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с неправильным применением ст. 115, ч.ч. 3, 4 ст. 117, ч. 1 ст. 127, ст. 133, ч. 3 ст. 201 АПК РФ. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что пропуск установленного законом срока на обращение в арбитражный суд не является основанием для отказа в удовлетворении заявления. По мнению заявителя, вопрос о восстановлении пропущенного срока подлежал разрешению на стадии принятия заявления к производству. Вынесением определений о принятии заявления к производству и о назначении дела к судебному разбирательству арбитражный суд фактически восстановил пропущенный срок и обязан был рассмотреть дело по существу.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили. Государственное учреждение автомобильного автотранспорта Камчатской области "Камчатоблавтотранс" заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив законность решения от 01.12.2005 и постановления от 06.02.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Камчатской области от 07.05.1998 N 168 (в редакции постановления от 28.05.2004 N 203) создано государственное учреждение автомобильного транспорта Камчатской области "Камчатоблавтотранс".
Решением Регистрационной палаты г. Петропавловска-Камчатского от 23.12.1998 N 889 зарегистрирован устав учреждения.
12.10.2004 председателем Комитета по ТЭК, транспорту и связи и ЖКХ администрации Камчатской области утверждены дополнения и изменения в устав ГУАТ "Камчатоблавтотранс".
Усмотрев в новой редакции устава учреждения совмещение им функций организации, наделенной функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с функциями хозяйствующего субъекта, УФАС решением от 02.12.2004 признало действия администрации Камчатской области по наделению ГУАТ "Камчатоблавтотранс" указанными функциями нарушением пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).
На основании указанного решения администрации Камчатской области антимонопольным органом выдано предписание от 02.12.2004 о прекращении в срок до 02.12.2005 нарушения пункта 3 статьи 7 Закона о конкуренции путем внесения соответствующих изменений в устав ГУАТ "Камчатоблавтотранс" и в постановление администрации Камчатской области от 07.05.1998 N 168 о создании учреждения.
Считая решение и предписание от 02.12.2004 незаконными, администрация Камчатской области обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Иное Законом о конкуренции не установлено: согласно части 2 статьи 28 Закона о конкуренции решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.
Судом установлено, что решение и предписание УФАС от 02.12.2004 получены администрацией Камчатской области 09.12.2004.
Между тем заявление о признании их недействительными подано в арбитражный суд 25.07.2005, то есть по истечении установленного законом срока.
Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного трехмесячного срока по ходатайству администрации Камчатской области, арбитражный суд не установил уважительных причин его пропуска и определением от 30.11.2005 отказал заявителю в удовлетворении ходатайства.
Поскольку администрация знала об оспариваемых решении и предписании с 09.12.2004 и на момент обращения в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными срок подачи заявления был пропущен и не восстановлен судом, то пропуск установленного законом срока подачи заявления правильно признан судом самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что приняв заявление к своему производству, арбитражный суд тем самым восстановил пропущенный срок, судом кассационной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Как следует из содержания ст. 129 АПК РФ, пропуск срока на обращение в суд не является основанием для возвращения заявления.
По смыслу ст. 198 АПК РФ вопрос о причинах пропуска срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно рассмотрел ходатайство о восстановлении пропущенного срока после принятия заявления к производству и, не установив уважительных причин его пропуска, отказал в восстановлении срока, что, в свою очередь, явилось законным' основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При принятии решения от 30.11.2005 и постановления от 02.06.2006 арбитражным судом не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов, в связи с чем они не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.12.2005, постановление от 06.02.2006 по делу N А24-2490/05-08 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1550 "В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, при этом вопрос о возможности восстановления срока на подачу соответствующего заявления с учетом причин пропуска решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", ноябрь-декабрь 2006 г., N 6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании