Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2710
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от Финансового департамента г. Хабаровска гл. специалист по доверенности N 04-02/2851 от 28.12.2005 - Кондратьева А.Г., от Министерства финансов РФ - специалист первой категории по доверенности N 1549 от 31.01.2006 - Сысуев А.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.02.2006, постановление от 24.04.2006 по делу N А73-17149/05-34 (АИ-1/399/06-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовму департаменту г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 2781632 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.07.2006.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" Хабаровская теплосетевая компания обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по Хабаровскому краю о взыскании 2781632 руб. 73 коп. убытков, понесенных в результате предоставления в январе-декабре 2004 года гражданам льгот по оплате тепловой энергии в размере 50% согласно Закону от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением арбитражного суда от 06.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца не имелось права требования возмещения соответствующих затрат непосредственно к Минфину РФ, поскольку в соответствии с порядком предоставления льгот лицам, пострадавшим от политических репрессий, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994, постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334, данные расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией расходов последних из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что в 2004 году из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" фактически поступило 33577, 80 тыс. руб.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ доводы, изложенные в жалобе поддержал.
Представитель финансового департамента г. Хабаровска с жалобой не согласился, представители других участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, участия в судебном заседании не принимали.
Как следует из материалов дела, спор возник связи с предоставлением истцом в период с января по декабрь 2004 года на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" льгот реабилитированным лицам по оплате тепловой энергии за счет собственных средств.
Невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 2781632 руб. 73 коп., о взыскании которых заявлен иск.
Суд, при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, предусматривающих такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003).
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов, и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций, выделяемых субъектам РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" 1638240 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ т 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", применяемого к спорным правоотношениям в силу постановления Правительства РФ N 80 от 12.02.2004.
Судом установлено, что Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждены объемы финансирования данного вида расходов в пределах субвенций из федерального бюджета в размере 33578,0 тыс. руб. Вместе с тем, объем средств, выделенных из федерального бюджета, не удовлетворил фактическую потребность субъекта РФ в финансовых средствах на покрытие расходов предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Доказательств нецелевого использования средств, поступивших их федерального бюджета, Минфином РФ не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Такое решение соответствует статьям 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ, а также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.02.2006, постановление от 24.04.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17149/2005-34 (АИ-1/399/06-44) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2710
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании