Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2925
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июня 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1986
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков - от администрации Находкинского городского округа - Марченко Е.А. - ведущий специалист по доверенности от 03.02.2006 N 1.31-23у, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 17.03.2006, постановление от 01.06.2006 по делу N А51-22866/2005 22-456/54 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Врангель-ЖКХ" к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации города Находки о взыскании 260645,78 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 15.08.2006.
Муниципальное унитарное предприятие "Врангель ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Находка, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 260645,78 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам в период с 01.03.2003 по 31.12.2003 льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Решением суда от 17.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2006, требования истца удовлетворены в заявленном размере за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
По его мнению, предметом иска является возмещение убытков, причиненных в результате нарушения обязательств по договору, заключенному истцом с Администрацией муниципального образования, и возложение ответственности на Минфин РФ, не являющегося стороной по договору, неправомерно.
Обращает внимание на то, что законом Приморского края о бюджете на 2003 год на реализацию льгот ветеранам были предусмотрены денежные средства, передаваемые муниципальным образованиям, в том числе, городу Находка в сумме 28429,0 тыс. руб.
Кроме того, считает что истец не доказал надлежащим образом размер понесенных им расходов, а также необоснованно включил в сумму задолженности налог на добавленную стоимость.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации Находкинского городского округа жалобу отклонила, считая ее необоснованной.
Как установлено судом, истец во исполнение договора от 01.01.2003 N 2а, заключенного с Администрацией города Находка, и на основании ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, за счет собственных средств предоставлял в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилья и коммунальных услуг.
Всего в спорный период предоставлено льготных услуг на общую сумму 787645,78 руб., в то время как компенсированы из бюджета истцу неполученные доходы в сумме 527000 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд иском о взыскании 260645,78 руб. неполученных доходов.
Факт предоставления в спорный период льгот на основании ФЗ "О ветеранах" подтвержден справками и списками граждан, имеющих соответствующую льготу, с указанием объема предоставленных льгот, актами сверок, составленными с участием Отдела социальной защиты населения администрации г. Находка, поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом размера понесенных убытков, отклоняются.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
Исходя из названного закона, с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2003 году из федерального бюджета денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам субъекту целевым назначением не передавались, как не запланированные законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Наряду с этим, в соответствии с законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" на реализацию Федерального Закона "О ветеранах" было предусмотрено 464774 тыс. руб.
Согласно приложению N 5 к Закону Приморского края от 08.06.2004 N 115-КЗ "Об исполнении краевого бюджета на 2003 год" за счет средств краевого бюджета на реализацию закона о ветеранах муниципальному образованию г. Находка переданы субвенции в размере 28429,0 тыс. руб., которые израсходованы последним по целевому назначению, однако не покрыли расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
При установленных обстоятельствах, в соответствии со статьями 12, 132 Конституции РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", правомерно отказано в иске и по отношению к администрации муниципального образования.
Доводы Минфина РФ о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора от 01.01.2003 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот, подлежат отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Не принимаются судом кассационной инстанции и возражения заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации 50% неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен реализации таковых.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.03.2006, постановление от 01.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-22866/2005 22-456/54 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2925
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании