Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2980
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от Минфина РФ - Сысуев А.А. - представитель по доверенности N 1549 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 25.11.2005, постановление от 30.05.2006 по делу N А73-10743/2005-26 (АИ-1/664/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов РФ о взыскании 80210,28 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 18.08.2006.
В судебном заседании от 08.08.2006 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10-00 часов 11.08.2006.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов РФ о взыскании 80210,28 руб. убытков, понесенных в результате предоставления в 2004 году гражданам льгот по оплате электрической энергии в виде 50% скидки на основании Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением арбитражного суда от 25.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца не имелось права требования возмещения соответствующих затрат непосредственно к Минфину РФ, поскольку в соответствии с порядком предоставления льгот лицам, пострадавшим от политических репрессий, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994, постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334, данные расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией расходов последних из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что в 2004 году из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" фактически поступило 33577,80 тыс. руб. Помимо названных средств, в 2005 году в бюджет субъекта РФ дополнительно направлено 22335,6 тыс. руб. в качестве погашения задолженности федерального бюджета перед Хабаровским краем на основании Приложения N 43 к Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2005 год.
Считает недоказанными факт его противоправного поведения, как и вины в причинении убытков истцу, что исключает привлечение Минфина РФ в качестве лица, несущего ответственность по делу.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго", на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставило в 2004 году за счет собственных средств гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате за отпущенную электрическую энергию.
Невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 80210,28 руб., о взыскании которых заявлен иск.
Суд, при оценке источников финансирования затрат истца правомерно руководствовался положениями Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, предусматривающих такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003).
Также суд правомерно исходил из того, что отнесение статьей 72 Конституции РФ вопросов социальной защиты населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) соответствующих расходов - к совместно финансируемым Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005), Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций, выделяемых субъектам РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 1638240 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ т 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", применяемого к спорным правоотношениям в силу постановления Правительства РФ N 80 от 12.02.2004.
Судом установлено, что Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждены объемы финансирования данного вида расходов в пределах субвенций из федерального бюджета в размере 33578,0 тыс. руб. Все денежные средства, поступившие из федерального бюджета, использованы в полном объеме по целевому назначению, вместе с тем, не удовлетворили фактическую потребность субъекта РФ в финансировании льгот, установленных Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Доводы Минфина РФ о том, что задолженность федерального бюджета по рассматриваемому закону перед Хабаровским краем за предыдущие годы погашена перечислением 22335,6 тыс. руб., что подтверждается платежным поручением N 878 от 21.07.2005, не влияют на выводы суда относительно установления лица, несущего ответственность по возмещению убытков истца.
Как следует из материалов дела и судебных актов, нецелевого использования средств федерального бюджета не установлено, переданные субъекту финансовые средства направлены последним на предоставление реабилитированным гражданам и иным лицам, пострадавшим от политических репрессий, всего пакета льгот, предусмотренных соответствующим законом.
Вместе с тем, имеющаяся задолженность перед поставщиком коммунальных услуг, свидетельствует о том, что объем переданных из федерального бюджета финансов не удовлетворил потребность субъекта РФ в средствах, необходимых для покрытия расходов предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Ссылка заявителя жалобы на наличие обязанности субъекта РФ произвести соответствующие расходы за свой счет, которые впоследствии ему будут компенсированы из федерального бюджета, противоречит вышеназванному законодательству о разделении расходных полномочий между бюджетами Российской Федерации и субъектов РФ, а потому подлежит отклонению.
С учетом изложенного, судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.11.2005, постановление от 30.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10743/2005-26 (АИ-1/664/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций, выделяемых субъектам РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 1638240 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ т 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", применяемого к спорным правоотношениям в силу постановления Правительства РФ N 80 от 12.02.2004.
Судом установлено, что Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждены объемы финансирования данного вида расходов в пределах субвенций из федерального бюджета в размере 33578,0 тыс. руб. Все денежные средства, поступившие из федерального бюджета, использованы в полном объеме по целевому назначению, вместе с тем, не удовлетворили фактическую потребность субъекта РФ в финансировании льгот, установленных Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2980
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании