Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3280
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3729
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 05.04.2006, постановление от 02.06.2006 по делу N А51-15673/05 32-302 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" к Администрации муниципального образования города Артема, Финансовому управлению администрации МО г. Артема, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 2790 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 12.09.2006.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования города Артема, Финансовому управлению МО г. Артема, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 961930 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2001-2005 годах льгот, установленных федеральным законодательством для различной категории граждан.
Определением суда от 13.09.2005 исковые требования разъединены, в связи с чем в рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 2790 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением суда от 05.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2006, требования истца удовлетворены, 2790 руб. взысканы с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы Минфин РФ приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
По его мнению, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что из федерального бюджета в 2004 году Приморскому краю на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" выделялось 368303 руб. субвенций.
Также сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств предоставил в 2003-2004 гг. гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Невозмещенные истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходы в сумме 2790 руб., связанные с предоставлением льгот инвалидам, составили убытки предприятия, о взыскании которых в судебном порядке заявлены настоящие исковые требования.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались отчеты и справки ООО "Аргумент Плюс", которое осуществляло начисление населению оплаты за пользование жилищно-коммунальных услуг, в том числе, с учетом льгот, на основании распоряжения Администрации г. Артема от 13.11.2002 N 2890р, списки граждан, имеющих право на соответствующие льготы, утвержденные Администрацией г. Артема, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом факта предоставления льгот в заявленном размере отклоняются.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в 2003 и 2004 гг. из федерального бюджета Приморскому краю выделены денежные средства на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 267349 тыс. руб. и 368303 тыс. руб. соответственно.
Полученные средства федерального бюджета полностью распределены между муниципальными образованиями края, в том числе, г. Артему выделено в 2003 году 12002 тыс. руб. и в 2004 году - 18339 тыс. руб., которые направлены последним предприятиям, предоставившим льготы услуги. Вместе с тем, объем указанных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансовом обеспечении на компенсацию затрат, понесенных поставщиками льготных услуг. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны.
Не принимаются судом кассационной инстанции и доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации 50% неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен реализации таковых.
Таким образом, при принятии решения и постановления судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, и оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.04.2006, постановление от 02.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15673/2005 32-302 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3280
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании