Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3504
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "Хабаровскэнерго" - Аксенова И.М., ведущий юрисконсульт по доверенности N 7/264 от 14.03.2006, от ответчиков: Министерства финансов РФ - Заварихина С.А., ведущий специалист юридического отдела по доверенности от 1548 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17.04.2006, постановление от 26.06.2006 по делу N А73-17657/2005-35 (АИ-1/765/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре в лице финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре, третьи лица: МУП "ПЖРЭТ-1", МУП "ПЖРЭТ-2", МУП "ПЖРЭТ-3", МУП "ПЖРЭТ-4", МУП "Служба заказчика N 1", МУП "Служба заказчика Ленинского округа", МУП "Служба заказчика N 3", МУП "Служба заказчика N 4", о взыскании 1057660 руб. 28 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.10.2006.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов РФ о взыскании 1057660 руб. 28 коп. убытков, понесенных в результате предоставления в 2002-2004 годах гражданам льгот по оплате тепловой энергии в размере 50% согласно Закону от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены МУП "ПЖРЭТ-1", МУП "ПЖРЭТ-2", МУП "ПЖРЭТ-3", МУП "ПЖРЭТ-4", МУП "Служба заказчика N 1", МУП "Служба заказчика Ленинского округа", МУП "Служба заказчика N 3", МУП "Служба заказчика N 4". Определением от 23.01.2006 надлежащими ответчиками признаны Российская Федерация, Хабаровский край, МО г. Комсомольска-на-Амуре в лице их финансовых органов.
Решением арбитражного суда от 17.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца не имелось права требования возмещения соответствующих затрат непосредственно к Минфину РФ, поскольку в соответствии с порядком предоставления льгот лицам, пострадавшим от политических репрессий, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994, постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334, данные расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией расходов последних из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что в 2002-2004 годах из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" фактически передавались денежные средства, в 2002 году - 25035,6 тыс. руб., в 2003 году - 37932,6 тыс. руб., в 2004 году - 33577,8 тыс. руб.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Минфина РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представитель истца с жалобой не согласился и просил судебные акты оставить без изменения.
Другие участники судебного процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Как следует из материалов дела, спор возник связи с предоставлением истцом в период с 2002 по 2004 год на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" льгот реабилитированным лицам по оплате тепловой энергии за счет собственных средств.
Невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 1057660 руб. 28 коп. о взыскании которых заявлен иск.
Суд, при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, предусматривающих такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003).
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов, и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2002-2004 годы утверждены объемы субсидий и субвенций, выделяемых субъектам РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002 году - 1259800,0 тыс. руб.; в 2003 году - 1798400,0 тыс. руб.; в 2004 году - 1638240,0 тыс. руб. Предоставление и расходование указанных средств осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 334 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", применяемого к спорным правоотношениям в силу постановления Правительства РФ N 80 от 12.02.2004.
Материалами дела установлено, что из краевого бюджета на реализацию данного закона в 2002 году выделено средств 2 млн. руб., из местных бюджетов затрачено 23784000 руб., в 2003 году из краевого бюджета 6286000 руб. из местных бюджетов - 39064000 руб., в 2004 году из краевого бюджета - 3001000 руб.; из местных бюджетов - 386625000 руб. Таким образом, объем средств, выделенных из федерального бюджета, не удовлетворил фактическую потребность Хабаровского края, а соответственно и муниципальных образований, в финансовых средствах на покрытие расходов предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Доказательств нецелевого использования средств, поступивших их федерального бюджета, Минфином РФ не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Такое решение соответствует статьям 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ, а также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Доводы Минфина РФ об обязанности компенсировать из федерального бюджета только фактически понесенные им расходы подлежат отклонению, как противоречащие названным выше нормативно-правовым актам, разграничивающим расходные полномочия бюджетов Российской Федерации и субъектов РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.04.2006, постановление от 26.06.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17657/2005-35 (АИ-1/765/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3504
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании