Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3444
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/100
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Штанова Н.А. - юрисконсульт по доверенности N 7/111 от 22.02.2006, от ответчика: от Минфина РФ - Сысуев А.А. - специалист юр. отдела по доверенности N 1549 от 01.01.2006, Бертина Н.В. - главный специалист юр. отдела по доверенности N 1557 от 31.01.2006, от Финуправления администрации Хабаровского муниципального района - Солодянкин Г.Н. - по доверенности от 01.01.2006 N 2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" на решение от 11.04.2006, постановление от 31.05.2006 по делу N А73-18572/2005-35 (АИ-1/660/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Хабаровского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края, о взыскании 14560,86 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.10.2006.
В судебном заседании от 19.09.2006 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.09.2006 до 14 часов 30 минут.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровских тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, о взыскании 14560,86 руб., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате потребленной теплоэнергии в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением суда от 11.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2006, с Минфина РФ в пользу истца взыскано 341,63 руб. убытков, в остальной части исковых требований и по отношению к другим ответчикам в иске отказано. Отказывая во взыскании 14219,231 руб., суд сослался на отсутствие в материалах дела доказательств обоснованности предоставления гражданам льгот на указанную сумму.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "Хабаровскэнерго", которое просит их в части отказа во взыскании 14560,86 руб. отменить.
По мнению истца, вывод суда о том, что он не доказал факт предоставления рассматриваемых льгот гражданам на указанную сумму, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как исковые требования подтверждаются расчетами МУ РКЦ. Считает, что суд необоснованно не принял во внимание список льготников с номерами удостоверении, дающих право на льготную скидку, и датой их выдачи, заверенный МУ РКЦ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Хабаровскэнерго" поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представители Минфина РФ и Финуправления администрации г. Хабаровска доводы жалобы отклонили.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с предоставлением ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в 2002-2004 годах при расчете за поставленную теплоэнергию гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, установленных федеральным законодательством льгот по оплате коммунальных услуг.
Пунктом 4 статьи 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 лицам, указанным в Законе, предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В соответствии со ст. 5 данного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является строго целевым.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 N 506, изданным во исполнение указанного Федерального закона, определено финансирование названных расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003) предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по представлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 и статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Материалами дела установлено, что в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" бюджету Хабаровского края выделено на реализацию ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежных средств в сумме 4583 тыс. руб.
Вместе с тем, указанные средства не были использованы на запланированные цели и возвращены в федеральный бюджет. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета, в том числе, муниципальным образованием, не установлено.
При указанных обстоятельствах, взыскание с муниципального образования 341,63 руб. в возмещение убытков истца является неправомерным, поскольку противоречит нормам ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.09.1995 N 154-ФЗ, "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату вышеназванного ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ следует читать как "28.08.1995"
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части 14219,23 руб., суд сослался на недоказанность обществом факта несения расходов в указанном размере по предоставленным льготам, так как им не представлены финансово-расчетные документы: списки граждан, счета-фактуры, а также в связи с этим и на отсутствие вины органов местного самоуправления и государственных органов, которые в соответствии с заключенными с истцом договорами на данный период обязаны возмещать только подтвержденные расходы.
Вместе с тем, данный вывод сделан при наличии имеющихся в деле противоречий и без исследования и учета установленного порядка сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
Так, согласно справке Комитета социальной защиты населения Хабаровского района, представленной в суд, Комитет подтверждает в спорный период - 2002-2004 годы только одного человека, имеющего право на льготную скидку по оплате теплоэнергии.
Наряду с этим, как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец представил расчеты суммы выпадающих доходов за предоставленную льготную скидку рассматриваемой категории граждан, проживающих в Хабаровском районе, составленные МУ "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр", осуществляющим в соответствии с действующим порядком приемку, проверку и учет документов на предоставление льгот и субсидий, а также начисление сумм оплат за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, на спорный период и помесячные акты сверок, составленные последним с участием истца. Данные документы содержат сведения о сумме предоставленной льготной скидки и количестве льготников - 4 человека.
В деле также имеются копии актов сверки предоставленных льгот по оплате тепловой энергии за июль-ноябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль-апрель, май-июнь 2003 года, составленные между Хабаровскими тепловыми сетями и Комитетом социальной защиты населения, сведения которых о сумме начисленных в указанные периоды льгот, как и о количестве льготников, совпадают с представленными МУ РКЦ расчетами.
Кроме того, судом не учтено, что обязанность компенсировать истцу за счет средств федерального бюджета его расходы, связанные с исполнением федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вытекает из положений закона, и нарушение установленного договором порядка предоставления документации не является основанием для отказа в иске об их взыскании при наличии доказательств несения таковых.
Поскольку судебные акты приняты без всестороннего и полного исследования в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ доказательств, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные нарушения и разрешить спор по существу на основе полного исследования, оценки обстоятельств и правильного применения действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2006, постановление от 31.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18572/2005-35 (АИ-1/660/06-8) отменить. Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанции того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3444
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании