Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/100
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: от Минфина РФ - Бертина Н.В. - главный специалист юр. отдела по доверенности от 09.01.2007, от Финуправления администрации Хабаровского муниципального района - Солодянкин Г.Н. - по доверенности от 29.11.2006 N 580, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Минфина РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 20.11.2006 по делу N А73-18572/2005-35 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Хабаровского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 14560,86 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2007. Полный текст постановления изготовлен 27.02.2007.
В судебном заседании от 13.02.2007 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 20.02.2007 до 14 часов 10 минут.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровских тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, о взыскании 14560,86 руб., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате потребленной теплоэнергии в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением суда от 11.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2006, с Хабаровского муниципального района в лице Финансового управления администрации Хабаровского муниципального района в пользу истца взыскано 341,63 руб. убытков, в остальной части исковых требований и по отношению к другим ответчикам в иске отказано. Отказывая во взыскании 14219,231 руб., суд сослался на отсутствие в материалах дела доказательств обоснованности предоставления гражданам льгот на указанную сумму.
Постановлением суда кассационной инстанции от 03.10.2006 решение и постановление суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам нового рассмотрения спора решение суда от 20.11.2006 истребуемая сумма 14560,86 руб. взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит его отменить.
По мнению заявителя жалобы, материалы дела не содержат надлежащих доказательств обоснованности предоставления истцом льгот по жилищно-коммунальным услугам в заявленном размере и наличия вины федеральных органов власти в невозмещении предприятию его расходов.
Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение с требованием о возмещении расходов, возникших в 2002 году, о применении которой им было заявлено в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с предоставлением ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в 2002-2004 годах при расчете за поставленную теплоэнергию гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, установленных федеральным законодательством льгот по оплате коммунальных услуг.
Пунктом 4 статьи 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 лицам, указанным в Законе, предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В соответствии со ст. 5 данного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является строго целевым.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 N 506, изданным во исполнение указанного Федерального закона, определено финансирование названных расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003) предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по представлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 и статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Материалами дела установлено, что в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" бюджету Хабаровского края выделено на реализацию ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежных средств в сумме 4583 тыс. руб.
Вместе с тем, названные средства не были использованы на запланированные цели и возвращены в федеральный бюджет. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета, в том числе, муниципальным образованием, не установлено.
С учетом установленных обстоятельств, в силу того, что источником финансирования рассматриваемых льгот являются средства федерального бюджета, арбитражный суд обоснованно возложил ответственность по возмещению расходов истца на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном предоставлении истцом льготной скидки отдельным гражданам, приведенные со ссылкой на письмо Комитета социальной защиты населения Хабаровского района, в соответствии с которым на учете в категории льготника состоит только один человек, подлежат отклонению.
В обоснование исковых требований истец представил расчеты суммы выпадающих доходов за предоставленную льготную скидку рассматриваемой категории граждан, составленные МУ "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр", в полномочия которого, согласно установленному порядку входит осуществление приемки, проверки и учета документов на предоставление льгот и субсидий, а также начисление сумм оплат за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, помесячные акты сверок, составленные последним с участием истца. Данные документы содержат сведения о сумме предоставленной льготной скидки и количестве льготников - 4 человека. Кроме того, в дело представлены копии актов сверки предоставленных льгот по оплате тепловой энергии за июль-ноябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль-апрель, май-июнь 2003 года, составленные между Хабаровскими тепловыми сетями и Комитетом социальной защиты населения, где также значится указанное количество льготников.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы в совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд сделал правильный вывод о доказанности расходов истца в заявленном размере.
Подлежат отклонению и доводы Министерства финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2002 году гражданам льготам по жилищно-коммунальным услугам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003.
С учетом изложенного, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.11.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18572/2005-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/100
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании