Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/3554
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МИФНС России N 1 по Амурской области - Носкова Е.В. - представитель по доверенности от 18.08.2005 N 05-30/16, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Р" на решение от 24.04.2006, постановление от 07.06.2006 по делу N А04-1720/06-18/210 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области о признании незаконным постановления от 22.02.2006 N 25.
Резолютивная часть постановления от 18.10.2006. Постановление в полном объеме изготовлено 25.10.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом отказа от части требований, о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.02.2006 N 25 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление розничной продажи алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее оборота, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением от 24.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что факт продажи и непредставление в момент проверки документов, свидетельствующих о легальности оборота алкогольной продукции, образует состав вменяемого обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой предлагает их отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено, что у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной торговли алкогольной продукцией. Кроме того, судебными инстанциями не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что в действиях общества отсутствует вина, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении все истребуемые на алкогольную продукцию документы были представлены налоговому органу. Также неправомерно не приняты в качестве доказательств показания свидетелей, письмо прокурора Амурской области, в котором указано на отсутствие полномочий у инспекции на составление протоколов об административных правонарушениях при выявлении нарушений правил продажи алкогольной продукции.
В своем отзыве инспекция и ее представитель в заседании суда кассационной инстанции отклонили доводы кассационной жалобы, считают решение и постановление суда законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв с 11.10.2006 до 18.10.2006.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены решения и постановления суда не установил.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, на основании решения от 09.02.2006 инспекцией проведена проверка соблюдения обществом законодательства о государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, в ресторане "Зея", принадлежащем обществу, расположенном по адресу: ул. Ленина, 136, г. Благовещенск.
В ходе проверки выявлено, что в центральном буфете ресторана находилась подготовленная к реализации алкогольная продукция: водка "Шустов", "Ять", столовое вино N 28, крепкий алкогольный напиток "Грузинская чача медовая", ром "Бакарди Карта Бланка", на которую отсутствовали сертификаты соответствия, справки к товарно-транспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации. Результаты проверки отражены в акте от 09.02.2006 N 00067-17.
В отношении данного правонарушения административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.02.2006 N 17-22-06, составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2006 N 26 и вынесено постановление N 25 от 22.02.2006, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 30000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением налогового органа, общество обжаловало его в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за правонарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, кроме перечисленных в пунктах 1, 2 настоящей статьи.
Правовые основы продажи алкогольной продукции устанавливают Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о регулировании оборота алкогольной продукции), постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи товаров), а также другие нормативно-правовые акты.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции "государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области".
Одним из государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, является Федеральная налоговая служба России, которая управомочена рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исходя из части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях, согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что судом сделан правильный вывод о наличии у органов Федеральной налоговой службы полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции "не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия".
Пунктом 12 Правил продажи товаров устанавливается, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии, копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Согласно статье 10.2 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии, в том числе, товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, документы, подтверждающие легальность продажи алкогольной продукции, в момент проведения проверки отсутствовали в ресторане, а были представлены в налоговый орган на момент составления протокола об административном правонарушении.
На основании изложенного судом обеих инстанций сделан обоснованный вывод о правомерности действий налогового органа по проведению проверки, составлению протокола об административном правонарушении и вынесению оспариваемого постановления в связи наличием в действиях общества вины и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Поскольку арбитражным судом установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и доказательства по делу получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их переоценки в силу статьи 286 указанного Кодекса, определяющей полномочия кассационной инстанции, и отмены состоявшихся по делу судебных актов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 07.06.2006 по делу N А04-1720/06-18/210 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/3554
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании