Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 февраля 2007 г. N Ф03-А24/06-1/5397
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А24/08-1/8
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Проэктор Е.И. - представитель по доверенности N ДВЭУК-71/112Д от 01.01.2007, от ответчика: Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области: Березина М.Г. - представитель по доверенности N 21/07-11/3245 от 28.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области на решение от 07.08.2006, постановление от 09.11.2006 по делу N А24-668/06-19 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к субъекту РФ - Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, третьи лица: администрация Камчатской области, Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области, о взыскании 234129622 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2007 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области 234129622 руб. задолженности в связи с предоставлением льготного тарифа потребителям электроэнергии в 2005 году.
До принятия решения по делу истец уточнил свои требования и просил взыскать с ответчика убытки в указанной сумме.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Камчатской области, Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области.
Решением суда от 07.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2006, иск удовлетворен в полном объеме со ссылкой на неисполнение ответчиком своего бюджетного обязательства по компенсации поставленной истцом по сниженным тарифам электроэнергии, в результате чего у последнего возникли убытки.
Зачет, произведенный Департаментом за счет ранее выделенных из федерального бюджета субвенций, суд признал как противоречащим бюджетному законодательству.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по заявлению Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, считающего их незаконными и подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Заявитель полагает, что суд сделал ошибочный вывод о неправильном зачете, сделанном ответчиком, федеральных субвенций за 2002-2004 годы в счет компенсации спорных расходов истца.
Это обстоятельство, по его мнению, исключает возможность взыскания отыскиваемых истцом убытков.
ОАО "Камчатскэнерго" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в своем отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.2007 в 14-10.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, и заслушав пояснения сторон, кассационная инстанция находит их решения необоснованными.
Согласно искового заявления, предметом исковых требований ОАО "Камчатскэнерго" являлось возмещение последнему убытков (выпадающих доходов) в связи с некомпенсацией Камчатской областью расходов по снижению тарифа электроэнергии, предоставленной ряду предприятий этого региона в 2005 году.
Тарифы на электроэнергию в рассматриваемый период были утверждены постановлением N 14 от 07.12.2004 Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области во исполнение абз. 11 ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в РФ (утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004).
Перечень предприятий, которым предоставлялся сниженный тариф, утвержден имеющимися в деле постановлениями Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области, изданными в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области N 37 от 02.02.2005 "О предоставлении сниженных тарифов на электрическую энергию в 2005 году" за счет остатка средств, выделенных из федерального бюджета в 2004 году и средств на компенсацию тарифов на электрическую энергию, предусмотренных в областном бюджете на 2005 год.
Законом Камчатской области N 232 от 15.12.2004 в статье 20 был утвержден объем расходов областного бюджета в 2005 году, на указанные цели для ОАО "Камчатскэнерго" выделено 447000 тыс. руб. (абз. 3 ст. 20 Закона, приложение N 5).
Как установлено судом из материалов дела и не оспаривается сторонами, в 2005 году ОАО "Камчатскэнерго" предоставило предприятиям согласно перечню электроэнергию в количестве 186670959 кВтч, на общую сумму 699239794 руб. (по экономически обоснованному тарифу).
С учетом льготного тарифа истец предъявил к оплате этим предприятиям 254446632 руб. 85 коп., оставшиеся невозмещенными 444793161 руб. 82 коп. должны ему компенсироваться из областного бюджета в порядке ст. 20 Закона Камчатской области N 232 от 15.12.2004.
Из указанной суммы находящимися в деле платежными поручениями ОАО "Камчатскэнерго" было перечислено 210663540 руб.
Рассматривая настоящий спор, арбитражный суд отклонил доводы ответчиков о том, что оставшаяся сумма, составляющая предмет иска, была зачтена в счет неизрасходованных истцом в 2002-2004 годах средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных ему через субъект РФ на приобретение топлива в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.06.2000 N 442.
Такой зачет в объеме 245533646 тыс. руб. был оформлен путем принятия Закона Камчатской области N 345 от 09.06.2005 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "Об областном бюджете на 2005 год".
Действительность этого закона проверялась в Камчатском областном суде и Верховном суде РФ соответственно решением от 19.07.2005 и определением от 02.11.2005, в которых он признан как фактически уменьшающий расходную часть областного бюджета на компенсацию ОАО "Камчатскэнерго" рассматриваемых льготных тарифов на сумму 345336,46 тыс. руб., что противоречит п. 3 ст. 47, ст. 55, п. 2 ст. 78, п. 2 ст. 85, ст. 235 БК РФ. Суд посчитал названные судебные акты, как имеющие преюдициальное значение для данного спора, не подлежащими повторной переоценке согласно п. 3 ст. 69 АПК РФ.
Однако, данный вывод арбитражного суда нельзя признать обоснованным. На момент рассмотрения настоящего дела в первой инстанции уже имелись иные обстоятельства, которые отсутствовали при рассмотрении дела в Камчатском областном суде в июле 2005 года, что исключает преюдицию решения последнего, согласно указанной процессуальной норме.
В частности, в материалах дела присутствует Закон Камчатской области от 31.10.2005 N 392 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "Об областном бюджете на 2005 год", которым в абз. 3 ст. 20 внесены повторно изменения о компенсации ОАО "Камчатскэнерго" в сумме 24536,46 тыс. руб. за счет средств бюджета неиспользованных последним в течение 2002-2004 годов на приобретение топлива и на предоставление сниженных тарифов предприятиям Камчатской области (т. 2 л.д. 206).
Определением от 13.01.2006 Камчатского областного суда производство по делу по заявлению ОАО "Камчатскэнерго" о признании недействительным абз. 3 ст. 20 Закона Камчатской области "Об областном бюджете на 2005 год" N 232 от 15.12.2004 прекращено.
Кроме того, в деле находится акт от 13.12.2005 N 113-XVII (т. 2 л.д. 131-137), составленный Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области, по результатам встречной проверки целевого и эффективного использования средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, выделенных в 2004 году Камчатской области на компенсацию тарифов на электроэнергию из федерального бюджета.
Данным органом финансового контроля зафиксировано по состоянию на 01.01.2005 своевременное и в полном объеме перечисление бюджетных средств на счета энергоснабжающих организаций и использование последними на закупку топлива, при этом не обеспечивались в полном объеме определенные постановлением Правительства РФ условия (снижение размера тарифа на электрическую энергию промышленным потребителям), средства в сумме 263813,91 руб. использованы не эффективно.
Указанные доказательства арбитражным судом не оценивались.
В связи с чем, вывод арбитражного суда о невозможности в счет компенсации выпадающих доходов истца учета 245336,46 тыс. руб. бюджетных средств не в полном объеме использованных им на указанные цели в 2002-2004 годах, нельзя признать достаточно обоснованным.
В данном случае суду необходимо иметь в виду, что исходя из положений пункта 1 статьи 235 БК РФ для проведения зачета денежных средств требуется установить наличие двух условий. Это во-первых, установление встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств, и во-вторых, наличие задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.
При таких обстоятельствах решение от 07.08.2006 и постановление от 09.11.2006 приняты по неполно выясненным существенным обстоятельствам дела и с неправильным применением процессуальной нормы, поэтому подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании ст. 288 АПК РФ для устранения названных выше недостатков.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.08.2006 и постановление от 09.11.2006 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-668/06-19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2007 г. N Ф03-А24/06-1/5397
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании