Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А24/08-1/8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от третьих лиц: Минфина Камчатского края - Березина М.Г. - главный специалист отдела по доверенности от 14.01.08 N 21/05/2-11/38; от Администрации Камчатской области - Лядовская Е.А. - представитель по доверенности от 11.01.08 N 1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" на решение от 04.10.2007 по делу N А24-668/06-19 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к субъекту РФ - Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, 3-и лица: администрация Камчатской области, Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области, о взыскании 234129622 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области 234129622 рублей убытков (с учетом уточнения), в связи с предоставлением льготного тарифа потребителям электроэнергии в 2005 году.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Камчатской области, Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области.
Решением суда от 07.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2006, иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением ФАС ДВО от 06.02.2007 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Определением от 12.07.2007 судом произведена замена ответчика: Камчатская область на Камчатский край.
Решением суда от 04.10.2007 в иске отказано со ссылкой на получение истцом денежных средств в достаточном объеме для снижения размера тарифа на электроэнергию промышленным потребителям. Суд не выявил расходы истца, произведенные на эти цели из собственных денежных средств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению ОАО "Камчатскэнерго", считающего его необоснованным и подлежащим отмене с принятием нового судебного акта.
Заявитель полагает, что суд неполно исследовал все представленные доказательства по делу, ошибочно сослался на Закон Камчатской области N 392 от 31.10.2005 года, не подлежащий применению и незаконно произвел бюджетный зачет между сторонами.
Ответчики доводы кассационной жалобы отклонили по мотивам, изложенным в своих отзывах.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу безосновательной.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ОАО "Камчатскэнерго", являющимся поставщиком (продавцом) энергии, предоставлено в 2005 году предприятиям региона, согласно перечню, электроэнергии в количестве 186670959 кВтч, на общую сумму 699239794 рублей (по экономически обоснованному тарифу).
К оплате этим предприятиям с учетом льготного тарифа истцом было предъявлено 254446632,85 рублей. Из оставшихся невозмещенных 444793163,82 рублей ответчиком из областного бюджета было компенсировано 210663540 рублей по находящимся в деле платежным поручениям.
В связи с неполной компенсацией данных расходов истцом предъявлены настоящие требования в порядке статьи 15 ГК РФ.
Рассматривая их, судом правильно указано на обязанность истца доказать размер ущерба, причинную связь между ущербом и действиями лица, нарушившего право.
Согласно пункту 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004, при установлении регулирующим органом льготных тарифов на электроэнергию должен быть законодательно закреплен порядок компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций.
Сниженный тариф и перечень предприятий, которым он предоставляется в рассматриваемый период, утверждены соответственно постановлением N 14 от 07.12.2004 Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области и постановлением губернатора Камчатской области N 37 от 02.02.2005.
Законом Камчатской области N 232 от 15.12.2004 "Об областном бюджете на 2005 год" на компенсацию ОАО "Камчатскэнерго" этих расходов выделялось 447000 тысяч рублей (абзац 3 статьи 20 Закона, приложение N 5).
Затем Законом Камчатской области N 392 от 31.10.2005 в него вносились изменения: компенсация на сумму 245336,46 тысяч рублей производится за счет средств бюджета не использованных истцом в течение 2002-2004 годов на приобретение топлива и на предоставление сниженных тарифов предприятиям Камчатской области.
Судом было выявлено, что в 2002, 2003, 2004 годах ОАО "Камчатскэнерго" через областной бюджет из Федерального фонда финансовой поддержки субъектам РФ, на основании Законов о федеральных бюджетах на эти годы, пунктом 6 и 7 Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока, получало субвенции.
Факт их получения подтверждается имеющимися в деле и оцененными судом реестрами на финансирование и мемориальными ордерами, из которых следует, что целевым назначением этих субвенций являлось именно компенсация предоставления электроэнергии по сниженным тарифам, а не для приобретения топлива, как полагает истец.
По предоставленным Департаментом финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области сведениям (том 4 лист дела 93), подтвержденных актом от 13.12.2005 N 113-XVII (том 2 лист дела 131-137) Территориального управления ФСФБН в Камчатской области и актом от 03.07.2004 (том 4 лист дела 103-108) Счетной палаты РФ, по состоянию на 01.01.2005 сумма неиспользованных на компенсацию тарифов бюджетных средств составляет 263813908,79 рублей. Сведений об их возврате в бюджет не имеется.
Проанализировав совокупность обстоятельств дела и оценив в порядке статьи 71 АПК представленные сторонами вышеназванные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца расходов собственных средств по снижению тарифов в регионе, и в этой связи убытков, предусмотренных статьей 15 ГК РФ.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку указанного вывода суда, что не входит в компетенцию кассационной инстанции в силу пункта 2 статьи 287 АПК РФ.
Ссылка ОАО "Камчатскэнерго" на неправильное применение судом норм материального права, в частности Закона Камчатской области от 31.10.2005 N 392, несостоятельна. Недействительность данного правового акта субъекта РФ в установленном порядке не доказана.
При изложенных обстоятельствах в иске ОАО "Камчатскэнерго" отказано судом правомерно в соответствии со статьей 15 ГК РФ, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 8 от 01.07.1996, поэтому решение от 04.10.2007 следует признать законным и неподлежащим изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.10.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-668/06-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом было выявлено, что в 2002, 2003, 2004 годах ОАО "Камчатскэнерго" через областной бюджет из Федерального фонда финансовой поддержки субъектам РФ, на основании Законов о федеральных бюджетах на эти годы, пунктом 6 и 7 Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока, получало субвенции.
...
Проанализировав совокупность обстоятельств дела и оценив в порядке статьи 71 АПК представленные сторонами вышеназванные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца расходов собственных средств по снижению тарифов в регионе, и в этой связи убытков, предусмотренных статьей 15 ГК РФ.
...
Ссылка ОАО "Камчатскэнерго" на неправильное применение судом норм материального права, в частности Закона Камчатской области от 31.10.2005 N 392, несостоятельна. Недействительность данного правового акта субъекта РФ в установленном порядке не доказана.
При изложенных обстоятельствах в иске ОАО "Камчатскэнерго" отказано судом правомерно в соответствии со статьей 15 ГК РФ, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 8 от 01.07.1996, поэтому решение от 04.10.2007 следует признать законным и неподлежащим изменению."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А24/08-1/8
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании