Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/628
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 4707/07 настоящее Постановление оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. N Ф03-2486/2009
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Р.М. Гулимзаров - представитель по доверенности б/н от 31.03.2006, от ответчика: К.В. Жуков - представитель по доверенности N 20 от 02.02.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" на решение от 30.11.2006 по делу N А51-10595/03 6-388 Арбитражного суда Приморского края, по иску Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" к открытому акционерному обществу "Акционерная компания "Транснефть", Министерству природных ресурсов РФ, Главному управлению природных ресурсов по Приморскому краю об истребовании проектных материалов для проведения общественной экологической экспертизы и нормативно-технической документации для ее проведения.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2007. Полный текст постановления изготовлен 27.03.2007.
Дальневосточная межрегиональная экологическая общественная организация "Зеленый крест" (далее по тексту ДВМЭОО "Зеленый крест") обратилась в сентябре 2003 года в Арбитражный суд Приморского края с иском об обязании открытого акционерного общества "Акционерная компания "Транснефть" предоставить проектные материалы по "Обоснованию инвестиций строительства нефтепровода "Ангарск - Приморье" (ОИ) и "Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в объеме, предоставленном экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; Министерство природных ресурсов РФ и Главное управления природных ресурсов по Приморскому краю - предоставить для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения нефтепровод "Ангарск - Приморье".
Истцом в судебных заседаниях в 2006 году было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил обязать ответчика ОАО "АК "Транснефть" предоставить истцу материалы по "Обоснованию инвестиций строительства нефтепроводной системы по маршруту "Тайшет Иркутской области - бухта Перевозная Приморского края" (ОИ), включая "Оценку воздействия на окружающую среду" (ОВОС) в объеме, представленном в октябре 2004 года экспертным комиссиям государственной экологической экспертизы ФСЭТАН (Ростехнадзор), а также материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской перезагрузочный комплекс нефти Перевозная", касающиеся территории Приморского края; обязать Управление Росприроднадзора по Приморскому краю предоставить нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения единой нефтепроводной системы, проходящей по территории Приморского края.
Истец обосновывает свои требования отказом ему ответчиками, в нарушение статей 14, 21, 22, 27 ФЗ "Об экологической экспертизе", в предоставлении указанных документов.
Решением суда от 30.11.2006 истцу в удовлетворении требований отказано, действия ответчиков не признаны незаконными.
При этом, суд пришел к выводу о том, что до 02.10.2003 правопредшественник истца - Приморское экологическое некоммерческое партнерство "Зеленый крест" не имело право, исходя из его уставной правоспособности и на основании статьи 20 ФЗ "Об экологической экспертизе", на проведение общественной экологической экспертизы, а после внесения изменений в Устав от 02.10.2003 в соответствующие полномочия общественной организации, истец не представил доказательств соблюдения срока, порядка и условий ее проведения в соответствии с требованиями статей 22, 23 ФЗ "Об экологической экспертизе", в том числе о государственной регистрации проведении.
Кроме того, суд указал на отсутствие доказательств нарушения ответчиками прав и законных интересов истца, обосновывающего свои требования возможным нанесением ущерба заповеднику "Кедровая падь" в связи со строительством и функционированием нефтеналивного комплекса в бухте Перевозная, поскольку заказчиком строительства (ответчиком) изменен проект в части месторасположения терминала на бухту Козьмино, который 12 сентября 2006 года прошел положительные общественные слушания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется в суде кассационной инстанции по жалобе ДВМЭОО "Зеленый крест", полагающего его отменить, как необоснованное, противоречащее фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В заседании суда кассационной инстанции от 13.03.2007 объявлялся перерыв до 20.03.2007 до 14 часов 00 минут в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению в части требований обязания ответчика предоставить проектную документацию по объекту "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан. Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря", в том числе материалы по "Оценке воздействия на окружающую среду", касающиеся территории Приморского края, а также предоставить возможность для ознакомления с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы, решение суда в этой части - подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Приморское экологическое некоммерческое партнерство "Зеленый крест" - правопреемник истец, в январе-мае 2003 года неоднократно письменно обращалось к ОАО "АК "Транснефть", являющемуся на основании поручений Президента РФ от 17.08.2001 N П-Р-1315 и Правительства РФ от 15.08.2001 N ХВ-П9-14488, разработчиком (заказчиком) проекта транспортировки российской нефти из Восточной Сибири в страны АТР через порты на побережье Японского моря о предоставлении предпроектных материалов по "Обоснованию инвестиций строительства нефтепровода "Ангарск - Приморье" и "Оценке воздействия на окружающую среду" для проведения общественной экологической экспертизы, на основании статей 20-22 ФЗ "Об экологической экспертизе", заявление о проведении которой зарегистрировано в органах местного самоуправления, в том числе на территории районов Приморского края, в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 23 указанного закона.
Одновременно истец на основании пункта 3 статьи 22 ФЗ "Об экологической экспертизе" обратился в Главное Управление природных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ по Приморскому краю (правопреемник - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю) с просьбой о предоставлении для ознакомления нормативно-технической документации, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы.
Поскольку в предоставлении указанной документации, в нарушение статьи 30 указанного выше закона, ответчиками отказано, им заявлены настоящие исковые требования.
Данный спор рассмотрен арбитражным судом в соответствии с подведомственностью, определенной пунктом 1 статьи 198 АПК РФ.
Выводы суда об отсутствии у правопредшественника истца на проведение общественной экологической экспертизы данных предпроектных материалов не соответствует статье 20 ФЗ "Об экологической экспертизе" и Уставу общественной экологической организации, предусматривающему проведение общественной природоохранной экспертизы.
Вместе с тем, как следует из обстоятельств дела, в период рассмотрения спора в суде данные предпроектные материалы ОИ и ОВОС прошли общественные экологические экспертизы общественными экологическими организациями, зарегистрированными в г. Москве с положительными заключениями от 24.09.2004, 16.09.2005, а также две государственные экологические экспертизы с положительными заключениями от 09.07.2003, 06.12.2004.
Распоряжением Правительства РФ N 1737-р от 31.12.2004 с учетом положительного заключения государственной экологической экспертизы предпроектных материалов на ОАО "АК "Транснефть" возложены функции заказчика проектирования и строительства нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Поскольку указанные положительные государственные экологические экспертизы не признаны незаконными, суд, на основании пункта 1 статьи 22 ФЗ "Об экологической экспертизе", предусматривающей проведение общественной экологической экспертизы до или одновременно с государственной, правомерно отказал истцу в удовлетворении требований об истребовании у заказчика предпроектных материалов на экологическую экспертизу.
Вместе с тем, отказ судом в удовлетворении требований истца об обязании предоставления ответчиком на общественную экологическую экспертизу проектных материалов ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная" включая материалы по "Оценке воздействия на окружающую среду", которые письмом N 45/242 от 14.09.2004 также запрашивались истцом у ответчика, не правомерен, поскольку выводы суда о несоблюдении истцом предусмотренных ФЗ "Об экологической экспертизе" условий ее проведения не соответствует указанному закону и обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, указанный проект имеет отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом N 72 от 01.02.2006 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в связи с чем реализация проекта "Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная" прекращена и согласно проекту "Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря" изменено местоположение морского перегрузочного терминала с бухты Перевозной на бухту Козьмино, который проходил общественные слушания по разделу "Оценка воздействия на окружающую среду" 12 сентября 2006 года в г. Владивостоке.
Поскольку по данному проекту не имеется положительного заключения государственной экологической экспертизы, то заявление истца о проведении общественной экологической экспертизы данных проектных материалов в части, касающейся Приморского края, не противоречит статье 22 ФЗ "Об экологической экспертизе".
Выводы суда о том, что истцом не произведена государственная регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы в установленном законом порядке, не соответствуют представленным в дело заявлениям о проведении общественной экологической экспертизы указанных проектных материалов в органы местного самоуправления в 2002-2004 годах и письменным ответам глав районных администраций Приморского края о регистрации этих заявлений истца (том 5, листы дела 48-89), которые соответствуют требованиям статьи 23 ФЗ "Об экологической экспертизе" о государственной регистрации заявления общественной организации о проведении общественно экологической экспертизы.
Поскольку ответчиком необоснованно, в нарушение статьи 20 ФЗ "Об экологической экспертизе", отказано истцу в предоставлении на проведение общественной экологической экспертизы указанных проектных материалов при соблюдении последним условий ее проведения, предусмотренных статьей 23 данного закона, то суд неправомерно отказал истцу в удовлетворении этой части требований.
Выводы суда о недоказанности истцом нарушений его прав и интересов действиями ответчиков в связи с изменением заказчиком проекта строительства нефтепровода на побережье Японского моря в части его месторасположения не правомерны, поскольку не имеют правового значения при осуществлении истцом права на оспаривание незаконных действий государственных органов в общественно-экономических интересах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.11.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10595/03 6-388 отменить в части.
Обязать ОАО "Акционерная компания "Транснефть" предоставить Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" проектные материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан. Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря", в том числе материалы по "Оценке воздействия на окружающую среду", касающиеся территории Приморского края, для проведения общественной экологической экспертизы.
Обязать ГУ Росприроднадзор по Приморскому краю предоставить Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" для ознакомления нормативно-технические документы устанавливающие требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения нефтепровод "Ангарск - Приморье".
Прекратить исполнение решения суда в части взыскания Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый крест" в доход федерального бюджета государственной пошлины иску в сумме 2000 руб.
Взыскать с ОАО "Акционерная компания "Транснефть" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и по кассационной жалобе в сумме 2500 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/628
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 4707/07 настоящее Постановление оставлено без изменения
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании