Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2007 г. N Ф03-А16/07-2/490
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "А": Жарких А.В. - представитель по доверенности от 28.11.2006 N Д-01, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" на постановление от 18.01.2007 по делу N А16-107АП/06-1 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области к ООО "А" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2007 года.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области (далее - Инспекция ФНС России по г. Биробиджану ЕАО, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.12.2006 требования налогового органа удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа, уменьшив его минимальный размер до трехсот минимальных размеров оплаты труда, указав на наличие смягчающих ответственность обстоятельств. Кроме того, суд конфисковал алкогольную продукцию.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2007, решение от 04.12.2006 отменено в части назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Принимая судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Не согласившись с судебным актом, ООО "А" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и административное производство в отношении общества прекратить. По мнению заявителя жалобы, отсутствие печати и подписи покупателя на справке к товаротранспортной накладной (далее - ТТН), не влечет никаких вредных последствий ни для потребителей, ни для государства в целом.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану ЕАО, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ООО "А", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, на основании поручения руководителя от 10.10.2006 N 02/4634 административным органом проведена проверка магазина "Евразия", расположенного по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Тихонькая, 4 на предмет соблюдения обществом требований Закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В ходе проведения проверки, налоговым органом установлено, что общество реализует алкогольную продукцию - водку "Хабаровская особая" в количестве 8 бутылок, водку "Ямская беспохмельная" в количестве 3 бутылок, Коньяк "Российский" в количестве 1 бутылки без документов, подтверждающих качество и легальность оборота алкогольной продукции: надлежащим образом оформленной справки к товаротранспортной накладной, а именно не заполнены графы раздела "Б".
Результаты проверки оформлены актом от 15.11.2006 N 02/786-39.
Налоговый орган, установив, что обществом нарушены пункты 1, 3 статьи 10.2, пункт 1 статьи 26 Закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", 16.11.2006 составил в отношении ООО "А" протокол об административном правонарушении N 02/786-39, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании данного протокола налоговый орган обратился в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражным судом правомерно установлено, что обществом допущено нарушение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, запрещающего оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, к числу которых отнесена справка к ТТН (статья 10.2 Закона).
Во исполнение данного Закона Правительством РФ принято Постановление N 864 от 31.12.2005 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", которым установлена Форма справки и Правила ее заполнения, которая обязательно должна содержать заполненные разделы "А" и "Б" вне зависимости от характера торговли (оптовая и розничная).
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к товаротранспортной накладной является нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из указанных нормативных актов можно сделать вывод о том, что справка к ТТН на алкогольную продукцию является неотъемлемым приложением к товаротранспортным документам на алкогольную продукцию, а следовательно, включается в понятие товаротранспортные документы, ненадлежащее оформление которых образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что на момент проверки в обществе имелись справки к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию. Однако в разделе "Б" этих справок отсутствует печать организации, фамилия, имя, отчество и подпись должностного лица покупателя алкогольной продукции.
Довод заявителя кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно признан судом несостоятельным, на основании того, что продажа алкогольной продукции без соблюдения установленных требований является незаконной, опасной для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционные права, так и интересы государства обязанного обеспечить их соблюдение и защиту.
Поскольку решением суда назначено административное наказание ниже нижнего предела, установленного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части назначения меры административного наказания, так как размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного частями 1, 2 статьей 4.1 КоАП РФ.
Ссылка общества на нарушение судом апелляционной инстанции части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, то есть срока давности привлечения к административной ответственности не может быть признана судом состоятельной, так как ООО "А" привлечено к административной ответственности решением суда от 04.12.2006, а факт административного правонарушения выявлен и документально оформлен 15.11.2006, следовательно, двух месячный срок привлечения к административной ответственности не истек.
При изложенных выше обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 18.01.2007 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-107АП/06-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2007 г. N Ф03-А16/07-2/490
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании