Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-1/371
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" С.Н. Батов - юрисконсульт по доверенности от 21.12.2006 N 075-00/7/46, от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Востокспецнефть" Т.Н. Дегтярева представитель по доверенности от 31.12.2006 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востокспецнефть" на решение от 07.12.2006 по делу N А51-4721/2004 12-86 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" к обществу с ограниченной ответственностью "Востокспецнефть" о взыскании 426716 рублей 75 копеек и встречный иск о взыскании 363190 рублей 20 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - ОАО "ДВМП") обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Востокспецнефть" о взыскании 426716 рублей 75 копеек задолженности по договору тайм-чартера (аренды) т/х "Рудный" от 31.10.2003 N 03-380-01.
Иск обоснован ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора тайм-чартера в части оплаты расходов, связанных с эксплуатацией судна в период аренды.
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 425429 руб. 79 коп.
ООО "Востокспецнефть" в соответствии со ст. 132 АПК РФ предъявило встречный иск к ОАО "ДВМП" о взыскании 363190 руб. 20 коп. расходов на устранение недостатков сданного в аренду имущества - т/х "Рудный" на основании ст. 612 ГК РФ, ст. 200 КТМ РФ.
Решением от 26.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2005, в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предъявленные ко взысканию истцом расходы являются общей аварией на основании п. 1 ст. 284, п. 1 ст. 286 КТМ РФ.
В связи с тем, что сторонами не представлены соответствующие документы, предусмотренные нормами КТМ РФ, подтверждающие наличие общей аварии и расчета по ее распределению, суд пришел к выводу о неправомерности заявленных требований как по первоначальному, так и по встречному иску.
Постановлением кассационной инстанции от 26.07.2005 решение от 26.11.2004 и постановление от 01.03.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.
При новом рассмотрении дела решением от 07.12.2006 первоначальный иск удовлетворен в уточненном размере. С ООО "Востокспецнефть" в пользу ОАО "Дальневосточное морское пароходство" взыскано 425216 руб. 75 коп. В удовлетворении встречных требований ООО "Востокспецнефть" отказано.
При этом суд исходил из того, что материалами дела подтвержден факт наличия долга фрахтователя в предъявленном размере перед пароходством - судовладельцем, который подлежит взысканию в соответствии со статьями 614 ГК РФ, 208 КТМ РФ.
Встречные исковые требования суд посчитал не подлежащими удовлетворению на основании ст. 393 ГК РФ, так как фрахтователем не представлены в суд доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения пароходством своих обязательств по договору тайм-чартера.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Востокспецнефть" предлагается решение от 07.12.2006 отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при повторном рассмотрении дела суд не исполнил указания Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, так как оценил условия договора в нарушение норм права, и исключил их из обязательств истца. Считает, что суд не установил причинную связь между условиями договора и требованиями истца, между обязательствами истца и убытками ответчика, не исследовал их на предмет соответствия условиям договора тайм-чартера и нормам права. Полагает, что данные выводы суда противоречивы, не основаны на нормах права и доказательствах, имеющихся в деле. По его мнению, судом не применены статьи 208, 394 КТМ РФ, подлежащие применению в данном случае. Выводы суда о том, что фрахтователь арендную плату по выставленным счетам-фактурам оплатил в заявленном размере, спора по данному факту между сторонами нет, считает необоснованными. А также полагает, что выводы суда о том, что ответчик против захода судна в порт Петропаловск-Камчатский для получения топлива не возразил, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и противоречат требованиям ответчика по встречному иску. Кроме того, заявитель оспаривает решение в части взысканий с ответчика задолженности за топливо по фактическому расходу топлива, как не соответствующее условиям договора, и не основанное на нормах права.
ОАО "ДВМП" в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, решение суда от 07.12.2006 считает законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представитель истца, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить решение без изменения.
Проверив законность решения от 07.12.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, 31.10.2003 между ОАО "ДВМП" (пароходство) и ООО "Востокспецнефть" (фрахтователь) заключен договор тайм-чартера т/х "Рудный" N 03-380-01, по условиям которого пароходство сдает на рейде п. Находка в позиции 11-17 ноября 2003 г. сроком на 30 суток плюс/минус 10 суток в опционе фрахтователя, а фрахтователь принимает в тайм-чартер т/х "Рудный" для перевозки генеральных грузов и горюче-смазочных материалов в таре из порта Находка в порты и портопункты Западного и Восточного побережья Камчатки и в обратном направлении, возвращает из тайм-чартера на рейде порта Восточный/Владивосток/Находка в опционе фрахтователя.
Передача судна в тайм-чартер и из тайм-чартера производится по актам за подписями капитана судна и уполномоченного представителя фрахтователя.
В соответствии с п. 6.1. договора фрахтователь выплачивает пароходству арендную плату по суточной тайм-чартерной ставке, которая составляет без НДС 3050 долларов США, плюс НДС (20%) отдельной строкой 620 долларов в сутки.
Согласно п.п. 8.1, 8.4 фрахтователь обеспечивает судно бункерным топливом за свой счет и из своих запасов в количестве, достаточном для работы судна в течение всего периода аренды. Расчет по видам оставшегося на борту топлива производится фрахтователем по выставленному пароходством счету в течение 10 дней после начала аренды, а пароходством в те же сроки после вывода судна из аренды. Расчет производится по средним рыночным ценам на топливо в порту Владивосток на момент ввода и вывода судна из аренды. Основанием для определения рыночной цены служат тендеры на поставку топлива в ОАО "ДВМП" на ближайшую к моменту ввода/вывода судна из аренды дату, при этом цена топлива не может быть ниже себестоимости топлива для пароходства.
Срок действия договора определен с момента подписания сторонами договора до окончания аренды и завершения расчетов по ней (раздел 18 договора).
Приложением N 1 к договору установлены нормативы расхода топлива и его качественные характеристики для т/х "Рудный".
17.11.2003 сторонами подписан акт о вводе в тайм-чартер т/х "Рудный", а 25.12.2003 о его вводе из аренды. В актах указано количество оставшегося на борту судна топлива.
ОАО "ДВМП" полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по договору тайм-чартера в части оплаты расходов, связанных с обеспечением судна в период аренды бункерным топливом в необходимом количестве, предъявил последнему счета-фактуры для оплаты в сумме 426716 руб. 75 коп.
Неоплата ООО "Востокспецнефть" предъявленных счетов-фактур послужила основанием для обращения ОАО "ДВМП" с иском в арбитражный суд.
В свою очередь, ООО "Востокспецнефть", сославшись на неисполнение пароходством условий договора тайм-чартера от 31.10.2003 в связи с недостатками сданного в аренду судна т/х "Рудный", обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с ОАО "ДВМП" причиненных в связи с этим убытков.
При исследовании и оценке доказательств, представленных в деле, суд установил, что скорость узлов в грузе в силу приложения N 1 и договору не является обязательным условием в соответствии со ст. 200 КТМ РФ, а в самом договоре от 31.10.2003 отсутствует ответственность пароходства за несоблюдение скорости 11,4 узлов при следовании судна в грузе.
Исходя из положений ст. 61 КТМ РФ на капитана судна возложена обязанность управления судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Таким образом, обоснован вывод суда, о том, что капитан т/х "Рудный", исходя из сложных погодных условий на пути следования, правомерно, в соответствии с Рекомендациями по обеспечению безопасности плавания судов в осенне-зимний период и в штормовых условиях (РОБПС-84, РД 31.60.12-84) принял решение о штормовании на ходу и о заходе в порт Петропаловск-Камчатский для получения топлива, которого не хватало для перехода в порт Находка (телеграммы капитана судна от 17.12.2003., от 19.12.2003 г.)
Кроме того, суд установил, что против захода судна в порт Петропаловск-Камчатский для получения топлива фрахтователь не возразил, решение по возникшему вопросу с нехваткой топлива для перехода в порт Находка не принял, о чем свидетельствует письмо пароходства фрахтователю от 19.12.2003 N 1912/ALEX/03-01.
Судом также установлено, что фрахтователь оплатил по выставленным пароходством счетам-фактурам 1439523 руб. 10коп. Задолженность фрахтователя по оплате топлива с учетом разницы находившегося на судне топлива на момент выхода судна из тайм-чартера, исчисленной по цене, действовавшей на период с 21.12.2003 по 31.12.2003, составила 425216 руб. 75 коп. При этом расчет топлива, произведенный пароходством исходя из представленных доказательств его стоимости на указанный период в соответствии с условиями договора тайм-чартера, судом проверен и признан обоснованным.
С учетом изложенного арбитражный суд, правильно применив ст. 614 ГК РФ, ст. 208 КТМ РФ обоснованно удовлетворил требования ОАО "ДВМП" по первоначальному иску.
При рассмотрении встречного иска ООО "Востокспецнефть" суд установил, что на момент передачи судна в аренду оно имело свидетельство готовности к плаванию, классификационное свидетельство сроком действия до 17.04.2007.
Из записей в судовом журнале, исследованных судом, следует, что пароходством производилось планово-предупредительные работы с масленым сепаратором, которые (записи) не свидетельствуют о простое судна и о его неисправности.
Таким образом, судом правильно применена ст. 393 ГК РФ и сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Востокспецнефть" не представило доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения пароходством своих обстоятельств по договору тайм-чартера, правомерно отказал фрахтователю во взыскании убытков в сумме 2100762 руб. 26 коп.
Доводам заявителя о превышении пароходством расхода топлива за счет нарушения нормативов, согласованных сторонами в приложении N 1 к договору от 31.10.2003, о невыполнении пароходством договора в части передачи судна в мореходном состоянии и в полное подчинение фрахтователю в период штормовых условий дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при принятии решения по существу.
Судом также дана оценка условиям договора тайм-чартера в соответствии с имеющими в деле доказательствами, поэтому доводы заявителя жалобы и неисполнении судом указаний суда кассационной инстанции несостоятельны.
С учетом изложенного решение от 07.12.2006 соответствует установлением по делу обстоятельством и требованиям закона, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2006 по делу N А51-4721/2004 12-86 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную - жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-1/371
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании