Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Оренбургской области, поданную 13 мая 2022 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года по административному делу N 2а-6835/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области к Ишмухаметову Гиниятулле Идиатовичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Ишмухаметову Г.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 27065, 65 рублей, пени в размере 45, 11 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 6347, 34 рублей, пени в размере 10, 58 рублей, в обоснование требований указав, что административный ответчик состоял в 2019 году на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, должен уплатить страховые взносы за расчетный период с 1 января 2019 года по 2 декабря 2019 года. Налоговым органом в его адрес направлялось требование об уплате страховых взносов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Судом произведена замена административного истца с ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга на Межрайонную ИФНС России N 13 по Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 ноября 2021 года административный иск удовлетворен, постановлено взыскать заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 13 по Оренбургской области просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, не соглашаясь с изложенными в апелляционном определении указаниями на то, что вследствие решения Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2018 года о признании административного ответчика (банкротом) с открытием процедуры реализации его имущества он утратил статус индивидуального предпринимателя и страховые взносы за 2019 год не подлежали начислению. Приводит доводы о том, что дело о несостоятельности (банкротстве) было возбуждено в отношении Ишмухаметова Г.И. как физического лица, положения статьи 213.30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривают запрета на осуществление предпринимательской деятельности; согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей датой прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является 2 декабря 2019 года в связи с принятием им соответствующего решения, страховые взносы за 2019 год представляют собой текущие платежи, подлежащие взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В письменном отзыве Ишмухаметов Г.И. просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с доводами кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России N 13 по Оренбургской области, находя их обоснованными.
Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Конституционный Суд Российской Федерации указывал в ряде решений, что отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О, от 25 января 2012 года N 226-О-О, от 29 мая 2014 года N 1116-О, постановление от 30 ноября 2016 года N 27-П).
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определилего минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода (определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 года N 165-О, от 21 ноября 2013 года N 1790-О, от 24 июня 2014 года N 1419-О).
Из материалов дела усматривается, что Ишмухаметов Г.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30 июля 2009 года по 2 декабря 2019 года; в связи с неуплатой страховых взносов за 2019 год ему направлено требование от 26 декабря 2019 года N 55022 об уплате страховых взносов и пени в срок до 18 февраля 2020 года.
Запись от 2 декабря 2019 года в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произведена по его заявлению от 25 ноября 2019 года (том 1 л.д.85).
Часть 3 статьи 216 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции, действовавшей до 1 сентября 2020 года, предусматривала, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Пунктом 3 статьи 216 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и введении реализации имущества гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд первой инстанции, признавая административный иск налоговой инспекции правомерным, руководствовался пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающим понятие текущих платежей, разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", и исходил из предусмотренных статьями 213.30 и 216 вышеуказанного Закона последствий признания гражданина банкротом и особенностей признания индивидуального предпринимателя банкротом, указав, в частности, на то, что судебные акты о признании Ишмухаметова Г.И. банкротом с открытием процедуры реализации имущества и о завершении в его отношении него процедуры реализации имущества не являлись для налогового органа основанием для осуществления государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и не означали запрета на осуществление предпринимательской деятельности.
Указанный вывод суда не может быть признан неправильным, так как из судебных актов Арбитражного суда Оренбургской области не следует, что дело о банкротстве Ишмухаметова Г.И. рассматривалось в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя, с учетом соответствующего состава документов и с применением последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом, указанных в статье 216 Закона о банкротстве (том 1 л.д.134-140, 223-230). В настоящем деле также нет данных о том, что административный ответчик направлял в налоговую инспекцию заявление о прекращении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ранее чем 25 ноября 2019 года.
Выводы суда апелляционной инстанции, фактически подразумевающие, что налоговый орган должен был знать о необходимости внесения в 2018 году в ЕГРИП записи о прекращении государственной регистрации Ишмухаметова Г.И. в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе и при неполучении решения Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2018 года, и, следовательно, исключить его обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год, не основаны на обстоятельствах дела.
Апелляционное определение по делу нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Согласно пункту 4 части 1, части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оставлению в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 3 марта 2022 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 ноября 2021 года.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.