Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Александровой Варвары Александровны на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2022 года по гражданскому делу N 2-959/2021 по иску Александровой Варвары Александровны к муниципальному общеобразовательному учреждению "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании стимулирующих выплат за педагогический стаж, неустойки, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Александрова В.А. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании стимулирующих выплат за педагогический стаж, неустойки, компенсации морального вреда, в обоснование требований указала, что в настоящее время работает учителем начальных классов в МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района РМЭ, в соответствии с Коллективным договором и Положением о новой системе оплаты труда ей начислялись доплаты за педагогический стаж 30% от базовой ставки - 3293, 7 руб. С февраля 2020 года ответчик в одностороннем порядке отменил стимулирующие надбавки. На новый 2020-2021 учебный год в Дополнительном соглашении от 31 августа 2020 года были прописаны стимулирующие за педагогический стаж. В дополнительном соглашении N04 от 01 января 2020 года доплаты выплачиваются в процентном отношении, у нее должно быть 30%, сумма 3293, 7 руб. Проценты директор всегда проставлял после тарификации, но директор в сентябре эту графу не заполнила. О не начислении стимулирующих узнала только при получении расчетных листов. Александрова В.А, уточнив требования, просит суд взыскать с МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района РМЭ недоначисленные и невыплаченные стимулирующие доплаты к заработной плате за период с февраля 2020 года по май 2021 года с учетом неустойки в размере 56060, 72 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года исковые требования Александровой Варвары Александровны к муниципальному общеобразовательному учреждению "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании стимулирующих выплат за педагогический стаж, неустойки, компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2021 года решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым взыскана с муниципального образовательного учреждения "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл в пользу Александровой Варвары Александровны невыплаченная заработная плата в размере 49 405 руб. 50 коп, денежная компенсация в размере 3 192 руб. 70 коп, компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2022 года решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Александровой В.А, ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, что с 15 августа 1977 года Александрова В.А. принята на работу в МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа".
1 сентября 2007 года между МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" и Александровой В.А. заключен трудовой договор N 1, в соответствии с которым истец принята на работу на должность учителя начальных классов на неопределенный срок.
В соответствии с указанным договором истцу установлена система оплаты труда, которая включает в себя должностной оклад в соответствии с 19 разрядом Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, различные надбавки, доплаты, премии и другие виды стимулирующих и иных выплат, устанавливаемые работодателем (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 3.7 коллективного договора МОУ "Сотнурская СОШ" заработная плата работников исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя, в частности выплаты стимулирующего характера, в том числе за интенсивность высокие результаты труда, за наличие у работника государственных, ведомственных и отраслевых наград, за качество выполняемых работ, за стаж работы и премиальные выплаты на основании оценки эффективности работы сотрудников по итогам работы за установленный период. Компенсационные, стимулирующие и иные выплаты устанавливаются в соответствии с действующим в учреждении положением, принимаемым руководителем с учетом мнения профкома на начало учебного года (пункт 3.19).
Положением о новой системе оплаты труда МОУ "Сотнурская СОШ", являющимся приложением к названному коллективному договору, определено, что размер заработной платы работников учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 2.4), к стимулирующим выплатам относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж работы, премиальные выплаты (пункт 2.16), педагогическим работникам устанавливается надбавка за стаж педагогической работы: от 1 года до 10 лет в размере от 1 до 10 %, от 10 до 20 лет в размере 11-20 %, свыше 20 лет в размере 21-30 % (пункт 2.20.1).
30 августа 2013 года в МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" утверждено положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит решение вопросов стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи. На основании представленных оценочных листов комиссия по распределению стимулирующих выплат (далее - комиссия) утверждает на своем заседании итоговые балы для назначения стимулирующих выплат и определяет их размер. Утвержденный комиссией сводный оценочный лист оформляется протоколом о выплате стимулирующей части. На основании решения комиссии издается указ по школе.
25 февраля 2020 года Комиссией принято решение не доплачивать за стаж педагогической работы в феврале 2020 года.
В обоснование заявленных требований Александрова В.А. ссылалась на копию дополнительного соглашения N 4 от 1 января 2020 года к трудовому договору N 1 от 1 сентября 2007 года, в соответствии с которым ей были установлены ставка заработной платы за норму часов в неделю (18 часов) в размере 10 979 руб. (пункт 2.2а), выплаты компенсирующего характера в размере 4 % ставки заработной платы за СГ, 15 % за проверку тетрадей, 5 % за заведование кабинетом (пункт 2.26), выплаты стимулирующего характера в размере 30 % ставки заработной платы за стаж педагогической работы от начальной ставки учителя (пункт 2.2в).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что доплата за педагогический стаж работы относится к стимулирующей части фонда оплаты труда, поскольку отсутствуют протоколы заседаний по вопросу распределения стимулирующих выплат за период с марта 2020 года по май 2021 года, доплата за педагогический стаж в указанный период времени истцу не распределялась, допустимые доказательства наличия у работодателя обязанности по предоставлению истцу стимулирующих выплат за педагогический стаж не представлены.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, в котором к выплатам стимулирующего характера отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. При этом разъяснено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2012 года N 283 утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников государственных организаций Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оплата труда работников учреждений устанавливается на основе ставок заработной платы, окладов (должностных окладов), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно пункту 9 Положения Фонд оплаты труда в учреждениях формируется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей.
Базовая часть фонда оплаты труда включает ставки заработной платы, оклады (должностные оклады) работников и компенсационные выплаты, стимулирующая часть - выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 10 Положения размер заработной платы работников учреждений состоит из: ставки заработной платы, оклада (должностного оклада); выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.
Как следует из пункта 29 Положения к стимулирующим выплатам относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж работы; премиальные выплаты по итогам работы.
В силу пунктов 32, 32.1 Положения надбавка за стаж работы устанавливается педагогическим работникам - за стаж педагогической работы; учебно-вспомогательному и прочему персоналу за стаж работы с детьми либо стаж работы в учреждении: от 1 года до 10 лет - до 10 %; от 10 до 20 лет - до 20 %; свыше 20 лет - до 30 %.
Аналогичные положения о надбавке за стаж работы содержатся в коллективном договоре, Положении о новой системе оплаты труда МОУ "Сотнурская СОШ".
Система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, а также исходя из действующих локальных нормативно - правовых актов МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа" включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. Объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Распределение стимулирующих выплат осуществляется работодателем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года N 29-3 "Об образовании в Республике Марий Эл" предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, осуществляется в размерах, определяемых в соответствии с нормативами, предусмотренными Методикой расчета субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях.
Полномочия по утверждению нормативов для предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл возложены на Правительство Марий Эл.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема выделенных образовательному учреждению средств, определенного в соответствии с утвержденным Правительством Республики Марий Эл нормативом на текущий год на обучение одного обучающегося, количеством обучающихся.
Надбавка за стаж работы не является фиксированной, в частности устанавливается педагогическим работникам за стаж педагогической работы свыше 20 лет от 21 % до 30 %.
Решение принимается комиссией по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит, решение вопросов стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи.
Так же судом апелляционной инстанции указано, что в ответ на судебный запрос представлены сведения об объеме фонда оплаты труда работников ответчика в 2020, 2021 годах, размере базовой части фонда оплаты труда, согласно представленным документам фонд оплаты труда работников, занимающих перечень должностей, которым предоставляются субвенции республиканского бюджета, заложенный в тарификацию на 2020 года и производимой доплатой до минимального размера оплаты труда работникам, согласно ТК РФ в месяц, закладывался в размере 735063 руб. 64 коп, что составило 97, 6 % фонда оплаты труда заложенного учреждением в базовую часть фонда оплаты труда. На стимулирующую часть фонда оплаты оставлено лишь 2, 4 % фонда, которая распределена работникам учреждения.
Средств, на стимулирующую часть фонда оплаты труда на период 2021 года не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, учитывая объем фонда оплаты труда работников ответчика, который формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл, размер базовой части фонда оплаты труда, а также средств, выделенных на стимулирующую часть заработной платы, пришел к выводу, что требуемая истцом ежемесячная стимулирующая выплата за стаж работникам, не могла быть осуществлена за спорные периоды МОУ "Сотнурская СОШ".
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационных жалоб, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработную плату работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела принято было во внимание.
Доводы кассационной жалобы о не предоставлении ответчиком протокола комиссии по распределению стимулирующих выплат от 25 февраля 2020 года, комиссия не могла принять такое решения, поскольку истец является членом комиссии, в подтверждение своей позиции истец предоставила дополнительное соглашение N4 от 01 января 2020 года, а также расчетный лист за январь 2020 года, не могут служить основанием для отмены в суде кассационной инстанции, поскольку основаны на оценке доказательств и установлении обстоятельств, неустановленных судами предыдущих инстанций.
Доводы кассационной жалобы, заявлялись истцом ранее и были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, с выводами которого суд кассационной инстанции оснований не согласиться не находит.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, кассационных жалоб не содержат.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Александровой Варвары Александровны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.