Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - Управление Роспотребнадзора по Тульской области) Безбородова М.И. на вступившее в законную силу решение судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года и жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" Ханжихужина Д.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 26 ноября 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" (далее также - ООО "Лабиринт-М", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 26 ноября 2021 года ООО "Лабиринт-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 240 000 рублей.
Решением судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года деяние ООО "Лабиринт-М" переквалифицировано с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Безбородова М.И, направившая дело на рассмотрение судье районного суда, просит об отмене решения судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, приводя доводы о его незаконности.
Директор ООО "Лабиринт-М" Ханжихужин Д.Р, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы, представил возражения, в которых указывает о незаконности постановления судьи районного суда и решения судьи областного суда.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Лабиринт-М" Ханжихужин Д.Р. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалоб и возражений законного представителя общества Ханжихужина Д.Р. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила N 417) и предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Согласно п. 1 постановления правительства Тульской области от 16 марта 2020 года N 112 "О введении режима повышенной готовности" с 18 час. 00 мин. 16 марта 2020 года на территории Тульской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 5 апреля 2020 года N 3 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области" руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям указано на необходимость реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019:
- на проходных должна обеспечиваться термометрия с целью выявления потенциальных больных острыми респираторными заболеваниями. При необходимости нормативно-правовым актом руководителя предприятия для работников должен быть запрещен проход работников с плохим самочувствием, а при условии недопустимости сокрытия фактов любых признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле), а также фактов контакта с больными острыми респираторными заболеваниями (п.1.3 (Общие требования);
- обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течение смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0, 5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0, 05% по активному хлору). Для дезинфекции поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70% концентрации. Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.) (п.1.10 (Дезинфекционные мероприятия);
-для обработки рук могут использоваться кожные антисептики на основе этилового спирта (70% по массе), спирта изопропилового (60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция с заявленным дезинфицирующим эффектом (п.1.12 (Дезинфекционные мероприятия);
-дезинфекция мест общего пользования проводится не реже 1 раза в 2 часа с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств (п. 1.13 (Дезинфекционные мероприятия).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, подпунктов "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11, статьи 19 Закона N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) и Правил N 417 в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Как усматривается из материалов дела, 30 октября 2021 года в 16 часов 00 минут должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тульской области выявлено, что ООО "Лабиринт-М" в магазине "Красное и Белое" по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д.118 в период действия режима повышенной готовности, введенного в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области, допущены нарушения приведенных требований, а именно:
- на организован ежедневный перед началом рабочей смены "входной фильтр" с проведением контроля температуры тела работников (последняя запись в журнале 6 мая 2021 года);
- не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены (в туалете отсутствует дозатор для обработки рук, кожные антисептики);
- помещения организации, оборудование, туалет для персонала не содержатся в чистоте;
-не проводится ежедневная дезинфекция рабочих поверхностей в торговом зале, служебных помещениях, местах общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с кратностью обработки 2-4 часа (последняя запись в журнале от 6 мая 2021 года).
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.11-13), актом (л.д.7-8), фотоматериалом (л.д.15-16), показаниями должностного лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области Бубновой Е.В. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Лабиринт-М" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод директора общества Ханжихужина Д.Р. о том, что в решении судьи областного суда неверно указана ссылка на Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на правильность вывода суда об отсутствии оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми, не влияет. В отношении мероприятия по контролю, по результатам которого выявлены названные нарушения, положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются. Должностные лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области наделены полномочиями по осуществлению санитарно-эпидемиологических расследований, мониторинга в соответствующей сфере.
Составленный по результатам данного мероприятия акт содержит сведения о фактических обстоятельствах, которые в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Означенный документ отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 названного Кодекса, и обоснованно признан допустимым доказательством, достоверным относительно события административного правонарушения.
Доводы директора ООО "Лабиринт-М" Ханжихужина Д.Р. со ссылкой на представленные обществом документы об отсутствии указанных нарушений, опровергаются перечисленными выше доказательствами в их совокупности.
Показания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области Бубновой Е.В. являются относимым и допустимым доказательством по делу. Бубновой Е.В. были разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и она была предупреждена об административной ответственности по статье 17.9 названного Кодекса, о чем отобрана расписка (л.д.118).
Доводы жалобы заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Безбородовой М.И. о неправильной квалификации совершенного ООО "Лабиринт-М" деяния, являются несостоятельными.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судья областного суда правильно пришел к выводу о том, что совершенное ООО "Лабиринт-М" деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителей с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Лабиринт-М" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Лабиринт-М" с учетом санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено (л.д.213).
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 26 ноября 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы директора общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" Ханжихужина Д.Р. и заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Безбородовой М.И. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.