Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1348
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: МИФНС N 6 по Хабаровскому краю - Соколова Е.А. - старший госналогинспектор, дов. N 05-10/10 от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 05.02.2007 по делу N А73-15504/2005-10 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Открытого акционерного общества РАО "Е" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченных процентов на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 195121,64 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2007 года.
ОАО РАО "Е" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган), выразившегося в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченных процентов на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 195121,64 руб.
Решением суда от 12.01.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа решение суда от 12.01.2006 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении решением суда от 05.02.2007 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что инспекция в нарушение порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц неправомерно начислила банковские проценты на суммы реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль, поскольку такие платежи не могли быть отнесены к задолженности по данному налогу. К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам, в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 48 по г. Москве (ранее - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 40).
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
ОАО РАО "Е" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало. В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной инспекции МНС РФ N 40 по городу Москве (в настоящее время реорганизована путем преобразования в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве, далее - инспекция N 48) от 26.09.2001 N 4-Р/2001 ОАО РАО "Е" предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". В соответствии с этим решением общество должно погасить 5755309 тыс. рублей основной задолженности.
Решением инспекции N 40 от 07.10.2002 N 22-Р/2002 в решение от 26.09.2001 N 4-Р/2001 внесены изменения в части реструктуризации кредиторской задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в федеральный бюджет.
Решением этой же инспекции от 17.06.2003 N 27-Р/2003 в решение от 26.09.2001 N 4-Р/2001 и от 07.10.2002 N 22-Р/2002 внесены изменения в части реструктуризации кредиторской задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в федеральный бюджет.
Решением налогового органа ОАО РАО "Е" предложено оформить и представить на согласование руководителю МИ МНС РФ N 40 по г. Москве скорректированный график поквартального погашения реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в федеральный бюджет на сумму 156527,4 тыс. рублей с началом погашения задолженности - 1 квартал 2003 года, окончанием - 3 квартал 2007 года.
В соответствии с этим решением общество должно погасить 2545618 тыс. рублей задолженности по дополнительным платежам.
Налогоплательщик, полагая, что задолженность по дополнительным платежам по структурному подразделению ОДУ Востока включена в сумму реструктуризированной задолженности по налогу на прибыль, обратился в Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю с заявлением о возврате процентов, начисленных на реструктуризированную задолженность по дополнительным платежам.
Письмом от 06.08.2005 N 11-18/11503 Межрайонная инспекция ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю отказала в возврате, что явилось основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа, выразившегося в неисполнении обязанности возвратить сумму излишне уплаченных процентов, незаконным.
При новом рассмотрении возникшего спора судебная инстанция согласилась с позицией общества и обосновала свои выводы подлежащими применению нормами материального права. Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы как несостоятельные подлежат отклонению.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовал в спорный период) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период с учетом ставки налога на прибыль. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по отчетному периоду (авансовый взнос), определяется налогоплательщиком с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
В этой связи данной нормой права к налогу относится только разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами за истекший период.
Исходя из правового подхода, соответствующего судебно-арбитражной практике, дополнительные платежи представляют собой произведение указанной разницы на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшую в истекшем квартале.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
При этом указанный Порядок не предусматривает начисления процентов на суммы реструктуризированных дополнительных платежей.
Исходя из правовой природы дополнительных платежей по налогу на прибыль и положений статьи 18 НК РФ, увеличение платежей в графике погашения задолженности по причине отнесения инспекцией суммы дополнительных платежей к основной задолженности по налогу на прибыль не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы общества, которое приняло условия погашения задолженности.
С учетом правовой позиции, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О, от 10.01.2002 N 5-О, отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности нельзя признать правомерным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая сложившуюся судебно-арбитражную практику, подтвержденную Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04, налоговый орган безосновательно произвел начисление процентов на суммы реструктуризированных дополнительных платежей, начисленных за пользование бюджетными средствами в связи с отсрочкой уплаты. Поэтому суд правомерно признал незаконными бездействия налогового органа, выразившиеся в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченной суммы процентов в размере 195121,64 руб., начисленных на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение суда от 05.02.2007 по делу N А73-15504/2005-10 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1348
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании