Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатова С.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материалы административного дела N 3а-64/2022 (УИД 34OS0000-01-2021-000276-78) по административному исковому заявлению Талдыкина Сергея Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по частной жалобе административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на определение Волгоградского областного суда от 12 мая 2022 г. о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2022 г. удовлетворено административное исковое заявление Талдыкина С.Н. - сособственника земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2020 г, в размере 167 906 000 руб, утверждённой приказом административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. N 78-н. Установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равном 63 318 714 руб, по состоянию на 1 января 2020 г, с учетом выводов повторной судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, представленных экспертом Федерального бюджетного учреждения Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по результатам анализа судом заключения судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" о предмете спора.
Определением Волгоградского областного суда от 12 мая 2022 г. удовлетворены заявления общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" и Федерального бюджетного учреждения Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации о возмещении стоимости экспертных работ. С административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" взысканы 10 000 руб, в пользу Федерального бюджетного учреждения Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации - 26 880 руб.
Не согласившись с вышеуказанным определением Волгоградского областного суда, административный ответчик комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области подал частную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого определения суда, в части возмещения стоимости экспертных работ Федеральному бюджетному учреждению Волгоградской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, ссылаясь на нарушения норм процессуального права, допущенные судом первой инстанции.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания, судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения Волгоградского областного суда от 12 мая 2022 г, по следующим основаниям.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 7, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Разрешая вопрос о возмещении понесенных по делу судебных расходов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 103, 106, 108, 111 КАС РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, обоснованно принял во внимание существенное отличие установленной стоимости земельного участка от кадастровой (более чем в два раза).
Допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка расхождение с его рыночной стоимостью, установленной судом первой инстанции, не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и свобод административного истца.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
С учетом представленных в материалы дела финансово-экономических обоснований понесенных экспертными учреждениями расходов оснований для вывода о завышенном размере заявленных ко взысканию сумм не установлено. В соответствующей части выводов судом первой инстанции изложено мотивированное обоснование.
Оценивая доводы частной жалобы об основаниях назначения по делу дополнительной судебной экспертизы, влекущих, по мнению заявителя, освобождение от возмещения судебных расходов на производство как повторной, так и дополнительной судебных экспертиз, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами процессуального закона о распределении судебных издержек, исходит из того, что экспертное заключение, представленное Федеральным бюджетным учреждением Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в установленном законом порядке недопустимым доказательством не признано, а проведение дополнительной судебной экспертизы, при наличии к тому оснований, в целях правильного рассмотрения и разрешения административных дел, являющихся одной из задач административного судопроизводства, прямо предусмотрено частью 1 статьи 83 КАС РФ.
Доводов, влияющих на правильность обжалуемого определения суда и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к его отмене, частная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Волгоградского областного суда от 12 мая 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Судья Солдатова С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.