Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1236/2021 по иску Ниточкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Ниточкиной Н.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 21 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 23 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ниточкина Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани и просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 19 февраля 2019 г, обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 1 августа 1997 г. по 17 марта 2002 г, с 6 октября 2003 г. по 11 мая 2013 г, с 26 мая 2013 г. по 13 ноября 2013 г, с 18 ноября 2013 г. по 8 сентября 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 мая 2013 г. по 25 мая 2013 г, с 14 ноября 2013 г. по 17 ноября 2013 г, обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 9 сентября 2019 г, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что 9 сентября 2019 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани N 190000094604/273966/19 от 16 сентября 2019 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в стаж для досрочного назначения пенсии ответчиком учтены периоды общей продолжительностью 20 лет 06 месяцев 02 дня.
Вместе с тем, периоды ее работы с 1 августа 1997 г. по 17 марта 2002 г, с 6 октября 2003 г. по 11 мая 2013 г, с 26 мая 2013 г. по 13 ноября 2013 г, с 18 ноября 2013 г. по 8 сентября 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" включены ответчиком в льготный стаж в календарном исчислении.
Считает, что данные периоды должны быть включены в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Кроме того, в стаж для досрочного назначения пенсии не включены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 12 мая 2013 г. по 25 мая 2013 г, с 14 ноября 2013 г. по 17 ноября 2013 г.
Полагала, что данные периоды также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 21 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 23 марта 2022 г, исковые требования Ниточкиной Н.Н. удовлетворены частично, постановлено:
"Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Рязани включить в стаж Ниточкиной Н.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.2013 по 25.05.2013, с 14.11.2013 по 17.11.2013 - календарно.
В удовлетворении исковых требований Ниточкиной Н.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Рязани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2019 г, об обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.08.1997 по 17.03.2002; с 06.10.2003 по 11.05.2013; с 26.05.2013 по 13.11.2013; с 18.11.2013 по 08.09.2019 в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" - в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, о назначении страховой пенсии по старости с 9 сентября 2019 г, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.2013 по 25.05.2013, с 14.11.2013 по 17.11.2013 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Рязани в пользу Ниточкиной Н.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.".
В кассационной жалобе Ниточкиной Н.Н. ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части невключения в специальный стаж периодов работы с 01.08.1997 по 17.03.2002; с 06.10.2003 по 11.05.2013; с 26.05.2013 по 13.11.2013; с 18.11.2013 по 08.09.2019 в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" - в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, о признании права и назначении страховой пенсии по старости с 9 сентября 2019 г, как незаконных. Настаивает на том, что период работы в онкологическом отделении подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, а не в календарном.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от истца Ниточкиной Н.Н. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781), право на указанное льготное исчисление стажа работы имеют врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомического бюро (института).
То есть, в силу вышеуказанных нормативных документов, льготное исчисление стажа установлено для среднего медицинского персонала больниц всех наименований, психиатрической больницы, республиканского объединения по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, медико-санитарных частей, центральной медико-санитарной части, госпиталей всех наименований, хосписа, родильных домов, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомического бюро (института).
Диспансеры, в том числе онкологические, в указанный перечень не входят, предусмотрены пунктом 15 Списка от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно пункту 3 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (Приложение к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066) правом на указанное льготное исчисление стажа работы пользуются врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в патологоанатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
То есть, в силу указанных нормативных документов, льготное исчисление стажа установлено для среднего медицинского персонала больниц, специализированных больниц, медико-санитарных частей, центральной медико-санитарной части, госпиталей, клинических центров, родильных домов, в клиниках и медико-санитарных частях, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Диспансеры, в том числе онкологические, также не входят в данный Перечень, предусмотрены пунктом 14 Списка от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев в следующих должностях и подразделениях: врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, которому делегированы полномочия по утверждению соответствующих Списков и Правил исчисления периодов работы для назначения страховых пенсий, не отнесло работу в патологоанатомических отделениях онкологических диспансеров к работе, подлежащей льготному исчислению.
При этом вышеуказанные Списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и расширительному толкованию не подлежат.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 N 3384-0, принятом по результатам рассмотрения жалобы на нарушение конституционных прав гражданина пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в части не включения в Перечень лиц, работавших в патологоанатомических отделениях онкологических диспансеров, положения Перечня направлены на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Такое правовое регулирование, основанное на учете особенностей осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в различных структурных подразделениях определенных учреждений, само по себе не может рассматриваться как ограничивающее права граждан на пенсионное обеспечение и не соответствующее конституционным предписаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-03 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами груда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованною лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с Единой номенклатурой наименований учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7.10.2005 N 627, в перечне лечебно-профилактических учреждений отдельно поименованы больничные учреждения, в том числе специализированные онкологические больницы (пункт 1.1.); отдельно поименованы диспансеры, в том числе онкологические (пункт 1.2.).
Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6.08.2013 N 529н, утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся специализированные больницы, в том числе онкологические (пункт 1.4.); диспансеры, в том числе онкологические (пункт 1.11).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 августа 1997 г. по настоящее время Ниточкина Н.Н. работает в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении РО "Областной клинический онкологический диспансер".
9 сентября 2019 г. Ниточкина Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 190000094604/273966/19 от 16 сентября 2019 г. УПФР в г. Рязани ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30 летнего стажа на соответствующих видах работ.
По представленным документам в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда в г. Рязани засчитаны периода работы истца с 1 августа 1997 г. по 17 марта 2002 г, с 6 октября 2003 г. по 11 мая 2013 г, с 26 мая 2013 г. по 13 ноября 2013 г, с 18 ноября 2013 г. по 8 сентября 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер", данные периоды засчитаны в календарном исчислении, всего засчитано 20 лет 06 месяцев 02 дня.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом не были включены периоды нахождения Ниточкиной Н.Н. на курсах повышения квалификации с 12 мая 2013 г. по 25 мая 2013 г, с 14 ноября 2013 г. по 17 ноября 2013 г.
Не согласившись с указанным решением, она обратилась в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Ниточкиной Н.Н. о зачете в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, являющемся приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" диспансеры не поименованы, в связи с чем отсутствуют основания для отнесения работы в патологоанатомических отделениях диспансеров к работе, подлежащей льготному исчислению.
Суд принял во внимание, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения в отношении специального стажа Ниточкиной Н.Н. за спорные периоды представлены работодателем с кодом льготы, который позволяет засчитать медицинский стаж лишь в календарном исчислении.
Суд исходил из того, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения в соответствующих учреждениях здравоохранения.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов ее работы с 1 августа 1997 г. по 17 марта 2002 г, с 6 октября 2003 г. по 11 мая 2013 г, с 26 мая 2013 г. по 13 ноября 2013 г, с 18 ноября 2013 г. по 8 сентября 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, учитывая, что пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на неё, суд отказал Ниточкиной Н.Н. в удовлетворении ее требований о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2019 г. и о назначении страховой пенсии по старости с 9 сентября 2019 г.
Отклоняя доводы истца о тождественности функций среднего медицинского персонала в патологоанатомическом отделении больницы, онкологической больницы и патологоанатомического отделения онкологического диспансера, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора тождество патологоанатомического отделения онкологического диспансера и патологоанатомического отделения больницы, онкологической больницы Министерством труда и социального развития Российской Федерации не установлено.
Оценивая представленные истцом показатели работы патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" за 1997 - 2002 годы, отчеты о деятельности патологоанатомической службы, структуре летальности и качестве прижизненной диагностики ГБУ РО ОКОД за период 2003 г. - 2019 г, карту N 045.440016 от 20.01.2017 специальной оценки условий труда работников в отношении фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер", отчет о работе Ниточкиной Н.Н. - фельдшера - лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" за период с 1997 года по 2019 год, суд первой инстанции указал, что правового значения при рассмотрении данного спора они не имеют.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия отметила, что оценивая представленные истцом показатели работы патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" за 1997 - 2002 годы, отчеты о деятельности патологоанатомической службы, структуре летальности и качестве прижизненной диагностики ГБУ РО ОКОД за период 2003 г. - 2019 г, карту N 045.440016 от 20.01.2017 г. специальной оценки условий труда работников в отношении фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер", отчет о работе Ниточкиной Н.Н. - фельдшера - лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер" за период с 1997 года по 2019 год, суд первой инстанции правильно указал, что правового значения при рассмотрении данного спора они не имеют.
Ссылки истца в подтверждение своих доводов о наличии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2009 N 944н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным", а также на Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", судебной коллегией отклонены как необоснованные.
При этом судебная коллегия указала, что данными нормативными актами урегулированы вопросы оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и установлены правила оказания медицинской помощи по профилю "онкология" населению с онкологическими заболеваниями в медицинских организациях. Вопросы пенсионного обеспечения, правила зачета в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы медицинских работников названными актами не регулируются.
Представленные Министерством здравоохранения Рязанской области в суд апелляционной инстанции сравнительные сведения о нагрузке патологоанатомического отделения БЮУ РО "Городская клиническая больница N8" и патологоанатомического отделения ГБУ РО "Областной клинический онкологический диспансер по числу патологоанатомических исследований умерших, операционного и биопсийного материала за период с 2008 года по 2019 год не свидетельствуют о наличии оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж в льготной исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность судебных постановлений в обжалуемой части, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
Ссылка в жалобе на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку перечисленные в кассационной жалобе судебные акты приняты по другим делам с учетом иных конкретных обстоятельств.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 21 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 23 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ниточкиной Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.