Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2007 г. N Ф03-А04/07-1/2452
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации г. Белогорска на решение от 27.03.2007 по делу N А04-7958/06-23/195 Арбитражного суда Амурской области, по иску Финансового управления администрации г. Белогорска к Финансовому департаменту администрации Амурской области, администрации г. Белогорска о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2007. Полный текст постановления изготовлен 03.07.2007.
Финансовое управление администрации г. Белогорска обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области о признании соглашений от 11.07.1995 N 8, от 13.07.1995 б/н, от 27.07.1995 N 21, от 20.12.1995 N 23, дополнительных соглашений от 24.05.1999 N 1, от 24.05.1999 N 2, от 24.05.1999 N 1, от 28.12.2001 N 2, от 17.12.2001 N 2/II/6, N 2/III/6, от 13.05.2003 N 3/II/4, N 3/III/4, от 24.10.2005 N 3, от 31.03.2006 N 5/II/22, N 5/III/22, заключенных между Финансовым управлением администрации Амурской области, Финансовым отделом администрации г. Белогорска и администрацией г. Белогорска недействительными, применении последствий недействительности ничтожных сделок путем взыскания с Финансового департамента администрации Амурской области в пользу Финансового управления администрации г. Белогорска 82732 руб., оплаченных истцом по соглашению от 13.07.1995 б/н.
Исковое заявление обосновано несоответствием указанных соглашений нормам действующего законодательства, регулирующего процедуру переоформления задолженности предприятий по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах, а также ст. 807 ГК РФ.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Белогорска.
Решением от 27.03.2007 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что необходимые условия и процедура переоформления задолженности предприятий, расположенных на территории г. Белогорска, по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, соблюдены, в связи с чем оспариваемые соглашения и дополнительные соглашения к ним соответствуют действующему законодательству и основания для признания их недействительными, а также для применения последствий недействительности сделки, отсутствуют.
В кассационной жалобе Финансовое управление администрации г. Белогорска просит решение от 27.03.2007 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что процедура по переоформлению задолженности организаций по централизованным кредитам во внутренний государственный долг Российской Федерации под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации, регулирует взаимоотношения между Министерством финансов РФ, субъектом РФ и ссудозаемщиком - организацией агропромышленного комплекса, следовательно, Финансовое управление администрации г. Белогорска, являющееся "транзитным элементом" во взаимоотношениях между организациями, субъектом РФ и Министерством финансов РФ, не могло отвечать средствами городского бюджета по долгам организаций агропромышленного комплекса перед государством в лице Министерства финансов РФ. Полагает неверным вывод суда о том, что оспариваемые соглашения являются гарантией погашения Финансовым управлением администрации г. Белогорска задолженности предприятий по централизованным кредитам. Считает, что данные правоотношения сложились в рамках договора займа, подлежащего регулированию нормами Гражданского кодекса РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив законность обжалуемого решения от 27.03.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела, в период с 1992 по 1994 годы организациями промышленного комплекса и организациями, осуществляющими завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, расположенными на территории г. Белогорска, в том числе АООТ "Белогорскагропромснаб", АООТ "Амурконсервпром", АООТ "Горпищекомбинат", АООТ "Эра", АООТ "Белогорский мясокомбинат", АООТ "Амурагропромснаб", ТОО "Низинное", ТОО "Загородное", АООТ "Белкомхлебпрод", АООТ "Амуравтосервис" получены централизованные кредиты.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 29.12.1994 N 2218 "О переоформлении задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 годах" Министерству финансов РФ и Центральному банку РФ предписано переоформить в декабре 2004 года задолженность не имеющих источников возврата сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, а также предприятий и организаций по первичной переработке льна и шерсти, ремонту мелиоративных систем и сельскохозяйственной техники, материально техническому снабжению предприятий агропромышленного комплекса, сельских строительных предприятий и организаций, осуществляющих строительство объектов агропромышленного комплекса и предприятий розничной торговли потребительской кооперации в сельской местности по централизованным кредитам, предоставленным в 1993-1994 годах и подлежащим погашению в текущем году, в сумме до 5,6 трлн. руб. в задолженность указанных предприятий и организаций Министерству финансов РФ по согласованию с ними и под соответствующие гарантии субъектов РФ с погашением ее, начиная с 1995 года в течение 10 лет равными долями с уплатой 10 процентов годовых.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 01.04.1995 по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, которые не были рассрочены в соответствии с Указом Президента РФ от 29.12.1994 N 2218, в общей сумме до 18 трлн. руб., а также задолженность по процентам за централизованные кредиты организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в сумме до 5 трлн. руб. переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона задолженность переоформляется в задолженность указанных там же организаций Министерству финансов РФ и относится на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов РФ Центральному банку РФ векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов РФ.
Во исполнение указанного Федерального закона задолженность организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности г. Белогорска по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и процентам за пользование кредитом переоформлена в государственный внутренний долг РФ. Между Министерством финансов РФ и администрацией Амурской области заключено соглашение о переоформлении не имеющей источников возврата задолженности по централизованным кредитам организаций Амурской области, осуществлявших завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 46-ФЗ, совместным телеграммам Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Минсельхозпрода России и Центросоюза России основным условием по переоформлению задолженности по централизованным кредитам, предоставленным организациям, осуществляющим завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, и начисленным по ним процентам являлось наличие: решения органа исполнительной власти субъекта РФ, долгового обязательства от каждого ссудозаемщика и соглашения, заключенного между субъектом РФ и Министерством финансов РФ.
Постановлениями главы администрации Амурской области от 14.12.1994 N 1059, от 26.07.1995 N 362, от 31.07.1995 N 373 утверждены перечни ссудозаемщиков, не имеющих источников возврата непогашенной задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, а также порядок оформления соглашения об обязательствах по государственному внутреннему долгу между Финансовым управлением администрации Амурской области (правопредшественник Финансового департамента администрации Амурской области) и органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 постановления главы администрации Амурской области от 26.07.1995 N 362 администрациям городов и районов области предписано заключить договоры с ссудозаемщиками о возврате кредитов и начисленных по ним процентов, а также соглашения с Финансовым управлением администрации Амурской области о предоставлении гарантий основными бюджетными счетами местных администраций.
В соответствии с указанными постановлениями между Финансовым управлением администрации Амурской области и Финансовым отделом администрации г. Белогорска (правопредшественник Финансового управления администрации г. Белогорска) заключены соглашения от 11.07.1995 N 8, от 13.07.1995 б/н, от 27.07.1995 N 21, от 20.12.1995 N 23, дополнительные соглашения от 24.05.1999 N 1, от 24.05.1999 N 2, от 24.05.1999 N 1, от 28.12.2001 N 2, от 17.12.2001 N 2/II/6, N 2III/6, от 13.05.2003 N 3/II/4, N 3/III/4, от 24.10.2005 N 3, от 31.03.2006 N 5/II/22, N 5/III/22, по которым Финансовый отдел администрации г. Белогорска переоформил на себя обязательства организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и расположенных на территории г. Белогорска, с оплатой долга перед бюджетом Амурской области и возмещением расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
Согласно ч. 2 п. 2.1 соглашений указанное переоформление осуществляется посредством получения Финансовым отделом администрации г. Белогорска долговых обязательств организаций по безусловной уплате соответствующей суммы каждой организацией ежегодно, не позднее 1 ноября начиная с 1998 года в течение 10 лет равными долями с уплатой 10% годовых.
Считая, что оспариваемые соглашения не соответствуют действующему законодательству, Финансовое управление администрации г. Белогорска обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и дав оценку представленным в деле доказательствам в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что организациями, осуществлявшими завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, расположенными на территории г. Белогорска, обязательства об уплате долга государству по кредитам, полученным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.1995 N 240 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году", равными долями в течение 10 лет, начиная с 1998 года, а также расходы на обслуживание государственного долга в размере 10% выданы непосредственно Финансовому управлению администрации г. Белогорска.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, уплата задолженности перед федеральным бюджетом производится за счет средств областного бюджета. Поэтому судом сделан правильный вывод о том, что заключение оспариваемых соглашений не нарушает процедуру переоформления задолженности предприятий, расположенных на территории г. Белогорска, по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам в государственный внутренний долг соблюдены.
Кроме того, судом установлено, что по оспариваемым соглашениям, а также по выданным предприятиями обязательствам Финансовое управление администрации г. Белогорска обращалось в арбитражный суд с исками о взыскании задолженности с предприятий, расположенных на территории г. Белогорска, по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 21.03.2006 по делу N А04-589/06-11/35 по иску Финансового управления администрации г. Белогорска к ОАО "Горпищекомбинат" о взыскании задолженности по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, с ОАО "Горпищекомбинат" в пользу Финансового управления администрации г. Белогорска взыскан основной долг в размере 104383 руб.
Не противоречат закону и обстоятельствам дела и выводы суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых соглашений несоответствующими требованиям ст. 807 ГК РФ, поскольку судом установлено, что данные соглашения не подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса РФ о договоре займа, имеют иную правовую природу и заключены в целях переоформления задолженности предприятий по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам в государственный долг.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Финансовое управление администрации г. Белогорска не могло отвечать средствами городского бюджета по долгам организаций агропромышленного комплекса перед государством в лице Министерства финансов РФ судом кассационной инстанции отклоняется как несоответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным по делу обстоятельствам. Так, из материалов дела усматривается и установлено судом, что уплата задолженности перед федеральным бюджетом производится за счет средств областного бюджета.
Подлежит отклонению судом кассационной инстанции и довод о том, что оспариваемые соглашения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о договоре займа, так как судом установлена иная правовая природа оспариваемых соглашений, которые регулируют отношения сторон по переоформлению задолженности предприятий, расположенных на территории г. Белогорска, по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам в государственный внутренний долг Российской Федерации.
С учетом изложенного решение соответствует установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, при его принятии не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.03.2007 по делу N А04-7958/06-23/195 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2007 г. N Ф03-А04/07-1/2452
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании