Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-1/3182
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Н.Н. Моргунова - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном производстве Хабаровской краевой прокуратуры по удостоверению N 137 208, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Магаданской области в защиту государственных и общественных интересов на решение от 16.03.2007, постановление от 07.05.2007 по делу N А37-3128/06-12 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Прокурора Магаданской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, индивидуальному предпринимателю Басанскому А.А., третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Магаданской области", о признании ничтожным договора, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 4 сентября 2007 года.
Прокурор Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, индивидуальному предпринимателю Басанскому Александру Андреевичу о признании ничтожным договора аренды от 05.06.2006 N 6035 нежилого помещения, расположенного в производственно-камеральном здании по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская д. 13, корпус 1 общей площадью 46,0 кв.м и о применении последствий ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение.
В обоснование исковых требований истец сослался на статьи 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества".
Решением суда от 16.03.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.05.2007, прокурору Магаданской области в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд исходил из того, что заключение договора аренды нежилого помещения (государственная собственность РФ) от 05.06.2006 N 6035 без проведения конкурса и оценки стоимости имущества не противоречит действующему законодательству.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокурор Магаданской области в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы со ссылкой на пункт 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 считает, что заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Считает, что договор аренды N 6035 от 05.06.2006 заключен без проведения конкурса и без проведения оценки в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 (в редакции от 23.03.2006 N 156), а, следовательно, является ничтожным.
Представитель прокурора Магаданской области в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, ИП Басанский А.А. в своих отзывах выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ТУ ФАУФИ (Арендодатель), ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Магаданской, области" (Балансодержатель) и индивидуальным предпринимателем Басанским А.А. (Арендатор) 05.06.2006 заключен договор аренды N 6035 нежилого помещения, расположенного в производственно-камеральном здании по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская д. 13, корпус 1площадью 46,0 кв.м.
Указанное помещение находится в федеральной собственности и закреплено за ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Магаданской области" на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 05.12.2006 N МН-3/3711 (л.д. 23) и сторонами не оспаривается.
Передача помещения в аренду подтверждается актом приема-передачи от 05.06.2006 (т. 1, л.д. 14).
Срок аренды сторонами установлен: с 05.06.2006 по 31.05.2007 (п. 4.1 договора).
За пользование указанным помещением сторонами согласована сумма ежемесячной арендной платы в размере 196,34 у.е. без учета НДС (п. 6.1 договора).
Считая, что договор аренды от 05.06.2006 заключен в нарушение Постановления Правительства РФ N 685 от 30.06.1999 (в редакции Постановления Правительства РФ N 156 от 23.03.2006) без проведения конкурса, а потому ничтожен в силу статьи 168 ГК РФ, прокурор обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 (в редакции от 23.03.2006 N 156) "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку указанный в п. 3 вышеназванного постановления порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации до настоящего времени не разработан и не утвержден, то законодательно установленного порядка сдачи федерального недвижимого имущества в аренду по конкурсу нет.
При этом довод прокурора о том, что действующее Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности, утвержденное Распоряжением Мингосимущества РФ от 28.07.1998 N 774 во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ N 685 от 30.06.1998 должно применяться к правоотношениям по заключению спорного договора аренды от 05.07.2006 на основании ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) правомерно не принят судом, поскольку договор заключен в период действия Постановления Правительства РФ N 156 от 23.03.2006, во исполнение которого такой порядок не разработан органом, на который законодательно возложена обязанность по его разработке.
Кроме того, при оценке законности договора аренды, суд первой инстанции правомерно сослался на Перечень недвижимого федерального имущества, передача которого в аренду осуществляется без проведения конкурса, утвержденный Мингосимущества РФ во исполнение Поручения Правительства РФ N Б8-П5-25980 от 14.09.1998, куда входят административные здания, предназначенные для размещения федеральных органов государственной власти и управления, а значит и помещение, переданное предпринимателю в аренду в здании, занимаемом ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Магаданской области" на праве оперативного управления.
Поскольку оснований для признания договора от 05.06.2006 аренды ничтожным не имеется, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2007 по делу N А37-3128/06-12 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-1/3182
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании