Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-1/3369
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области на решение от 02.04.2007 по делу N А37-35/07-12 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области к Администрации Магаданской области, третьи лица Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2007 года.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Магаданской области в лице губернатора Магаданской области от 12.10.2006 N 3959.
В качестве третьих лиц привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области заявило самостоятельные требования: понудить администрацию Магаданской области передать из государственной собственности в собственность РФ имущество, расположенное в г. Магадане, Промышленный проезд, 7: гараж на 16 автомашин, общей площадью 1306,2 кв.м, склад "Канск" общей площадью 1505,7 кв.м., производственный комплекс, общей площадью 127,2 кв.м.
Решением суда от 02.04.2007 в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области и исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области отказано.
Отклоняя заявление Управления, суд не признал оспоренное им письмо от 12.10.2006 обладающим признаками ненормативного акта, предусмотренных п. 2 ст. 29 АПК РФ, оно не содержит административного или иного властного подчинения одной стороны другой.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области отклонены со ссылкой на непредставление доказательств их правомерности в порядке ст. 65 АПК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области, где ставится вопрос о его отмене и удовлетворении его иска.
Другие лица, участвующие в деле, отзыва на кассационную жалобу не представили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между КУМИ Магаданской области (арендодатель) и Россельхознадзором по Магаданской области (арендатор) заключался договор аренды недвижимого имущества от 16.05.2005 N 5060, во исполнение которого последнему по имеющемуся в деле акту приема-передачи передавались в пользование объекты недвижимости, расположенные в г. Магадане, Промышленный проезд, 7: гараж на 16 автомашин, склад "Канск", производственный комплекс, на срок с 16.05.2005 по 16.05.2010.
Данное имущество находится в государственной собственности Магаданской области согласно выписке из Реестра государственного имущества Магаданской области от 08.08.2005 N ЕТ-5/2242, свидетельствам от 15.09.2003 серии 49-АА NN 034663, 034664, 034665, выданным УЮ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Магаданской области.
В период аренды арендатор обратился в администрацию Магаданской области с просьбой о безвозмездной передаче в федеральную собственность этих объектов (письмо от 27.09.2006 N 53336).
Письмом от 12.10.2006 N 3959 в такой передаче было отказано, что послужило основанием для предъявления заявления Управлением и исковых требований ТУФАУФИ по Магаданской области.
Оценив письмо N 3959, суд обоснованно признал его не обладающим признаками ненормативного акта (п. 2 ст. 29 АПК РФ), возможность обжалования которого предусмотрена гл. 24 АПК РФ.
Законность в этой части решения сторонами не оспаривается.
Предъявляя свои требования о понуждении администрации Магаданской области передать в федеральную собственность арендованное имущество, Теруправление сослалось на часть 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с последующими изменениями, "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов и о внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ".
Этими положениями предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом (абз. 9-11 ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает, во-первых, направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а во-вторых - принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества (абз. 15-17 и 19), при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (абз. 18).
Конституционность этих положений проверялась Конституционным Судом РФ, постановлением которого от 30.06.2006 N 8-П они в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта РФ на такую передачу (абз. 1 пункт 1 резолютивной части постановления).
Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению государственной собственности и передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, а следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях рационального его использования в общих публичных интересах (пункт 3.3 постановления).
Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленный указанным постановлением, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (абз. 2 п. 1 резолютивной части постановления).
В связи с тем, что волеизъявление Магаданской области в лице ее Администрации на передачу в федеральную собственность спорных объектов отсутствовало, и спора о праве на это имущество между сторонами на момент рассмотрения спора не имелось, требования Теруправления о принудительной передаче имущества субъекта отклонены арбитражным судом правомерно.
Таким образом, решение от 02.04.2007 следует признать законным и изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.04.2007 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-35/07-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-1/3369
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании