Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4497
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Стройтрест N 8" - А.Г. Хан, представитель, доверенность б/н от 10.04.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Стройтрест N 8" на решение от 19.06.2007 по делу N А51-4321/2007 2-172 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Стройтрест N 8" о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Стройтрест N 8" (далее - ОАО "Стройтрест N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - регистрирующий орган) от 29.01.2007 N 01/144/2006-402 в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - здание общежития, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Новожилова, 8.
Определением суда от 23.04.2007 к участию в деле привлечены Департамент имущественных отношений Приморского края и администрация г. Владивостока.
Решением суда от 19.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "Стройтрест N 8" просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение норм материального права - законодательства о приватизации и жилищного законодательства, действовавших на момент приватизации государственного предприятия - Строительный трест N 8. Ссылается также на нарушение арбитражным судом норм процессуального права - непривлечение к участию в деле лиц, проживающих в данном общежитии. Указывает также на то, что судом не принят во внимание тот факт, что право собственности ОАО "Стройтрест N 8" на здание общежития возникло из акта государственного органа - постановления Комитета по управлению имуществом Приморского краевого Совета народных депутатов от 03.11.1992, утвердившего план приватизации, без признания которого недействительным не может быть принято решение о признании сделки приватизации недействительной.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Стройтрест N 8" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.08.2006 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества - здание общежития, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Новожилова, 8.
К заявлению в качестве основания государственной регистрации заявителем представлены следующие документы: свидетельство о регистрации от 22.09.1995 N 376, выданное бюро технической инвентаризации администрации г. Владивостока; план приватизации государственного предприятия - Строительный трест N 8; выписка из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 01.06.2006; технический паспорт и иные необходимые для государственной регистрации документы.
Регистрирующий орган 29.01.2007 отказал обществу в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о государственной регистрации прав), так как представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Стройтрест N 8" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с требованием части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов жилищного фонда имеет особый режим приватизации и регулируется иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
В соответствии с пунктом 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (далее - Положение о коммерциализации государственных предприятий), при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества.
Общежитие является объектом жилищного фонда (статья 7 Жилищного кодекса РСФСР), следовательно, на него распространяется особый режим приватизации.
Согласно статье 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда), в редакции, действовавшей на момент приватизации, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Поскольку особых условий для приватизации жилищного фонда в спорный период законодательством установлено не было, жилищный фонд подлежал передаче соответствующему Совету народных депутатов.
Кроме того, для устранения пробела в законодательстве в статью 18 Закона о приватизации жилищного фонда 23.12.1992 внесены изменения, согласно которым при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что сделка приватизации в части включения в уставный капитал ОАО "Стройтрест N 8" здания общежития по ул. Новожилова, 8 в г. Владивостоке является недействительной (ничтожной) как несоответствующая пункту 5 статьи 2 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
При этом арбитражным судом правомерно со ссылкой на статьи 13, 17 Закона о государственной регистрации прав отклонен довод ОАО "Стройтрест N 8" о том, что регистрирующий орган, проводя правовую экспертизу сделки приватизации, вышел за пределы своей компетенции.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что право собственности ОАО "Стройтрест N 8" на здание общежития возникло из акта государственного органа - постановления Комитета по управлению имуществом Приморского краевого Совета народных депутатов от 03.11.1992, утвердившего план приватизации, без признания которого недействительным не может быть принято решение о признании сделки приватизации недействительной, судом кассационной инстанции отклоняется в связи со следующим.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьей 168 ГК РФ и статьей 9 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка приватизации в части включения в уставный капитал общества здания общежития является ничтожной, а не оспоримой. При этом ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 2 ст. 166 ГК РФ).
Исходя из предмета заявленных требований - обжалование отказа в государственной регистрации права собственности общества судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя жалобы о непривлечение к участию в деле лиц, проживающих в общежитии.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.06.2007 по делу N А51-4321/2007 2-172 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку особых условий для приватизации жилищного фонда в спорный период законодательством установлено не было, жилищный фонд подлежал передаче соответствующему Совету народных депутатов.
Кроме того, для устранения пробела в законодательстве в статью 18 Закона о приватизации жилищного фонда 23.12.1992 внесены изменения, согласно которым при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что сделка приватизации в части включения в уставный капитал ОАО "Стройтрест N 8" здания общежития по ул. Новожилова, 8 в г. Владивостоке является недействительной (ничтожной) как несоответствующая пункту 5 статьи 2 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
При этом арбитражным судом правомерно со ссылкой на статьи 13, 17 Закона о государственной регистрации прав отклонен довод ОАО "Стройтрест N 8" о том, что регистрирующий орган, проводя правовую экспертизу сделки приватизации, вышел за пределы своей компетенции.
...
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьей 168 ГК РФ и статьей 9 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка приватизации в части включения в уставный капитал общества здания общежития является ничтожной, а не оспоримой. При этом ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 2 ст. 166 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4497
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании