Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-2/5506
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "А" на решение от 16.08.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 27.09.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-4735/07-19/458, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 35 от 04.07.2007 о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на момент проведения проверки в магазине отсутствовали, то общество обосновано привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. Считает ошибочным вывод суда о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, полагает, что отсутствие справок к ГТД раздел "Б" на алкогольную продукцию в месте ее реализации образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Кроме того, налоговым органом в нарушение предписаний Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" неправомерно в течение одного года проведена повторная плановая проверка по контролю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине "На Зейской", принадлежащем ООО "А", расположенном по адресу: г. Благовещенск, улица Зейская, 90. В ходе проверки установлено отсутствие справок к ГТД раздел "Б" на вино "Мускат Виноградная кровь", ЕООД "Шато Велико Търново" емкостью 0,7 литра, в количестве 3 бутылок, вино "Дворец Анголы", "Винос и Бодегас С.А." емкостью 0,75 литра, в количестве 2 бутылок. По данному факту должностным лицом налогового органа составлен акт N 00193-18 от 22.06.2007. Необходимые документы обществом представлены в налоговый орган 25.06.2007.
26.06.2007 должностным лицом налогового органа в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 71. На основании акта проверки и протокола заместителем руководителя инспекции по налогам и сборам принято постановление" N 35 от 04.07.2007 - о привлечении - общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления, суд исходил из доказанности факта совершенного обществом административного правонарушения.
Условия оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно пункту 2 статьи 16, абзацу 7 пункта 1 статьи 26 которого запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
Согласно пункту 139 Правил продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 названных Правил продавец знакомит покупателя по его требованию с названными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
За нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.16 КоАП РФ. При этом часть 3 данной нормы предусматривает ответственность за нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не охваченных частями 1, 2 указанной статьи.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставление суду, органу; должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Поскольку на момент проверки магазина обществом не представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, но были представлены в инспекцию при составлении протокола, то суд обоснованно признал постановление административного органа о привлечении ООО "А" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ правомерным.
Довод кассационной жалобы о неправильной квалификации административного правонарушения подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Довод кассационной жалобы о нарушении налоговой инспекцией требований закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", выразившемся в том, что данная проверка была второй за последние два года, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в целях настоящего Закона понятие государственного контроля (надзора) используется как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Следовательно, положения названного Закона не применяются при проведении контроля за соблюдением установленного статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрета розничной продажи алкогольной продукции без сертификатов соответствия и запрета оборота алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 по делу N А04-4735/07-19/458 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о нарушении налоговой инспекцией требований закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", выразившемся в том, что данная проверка была второй за последние два года, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в целях настоящего Закона понятие государственного контроля (надзора) используется как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Следовательно, положения названного Закона не применяются при проведении контроля за соблюдением установленного статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрета розничной продажи алкогольной продукции без сертификатов соответствия и запрета оборота алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-2/5506
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании