Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4893
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФСИН России - Т.В. Торина, начальник юридической службы, доверенность от 23.03.2007 N 1-/1-780; от УФСИН по ХК - Т.В. Торина, начальник юридической службы, доверенность от 25.04.2005 N 27/1/1; Г.Д. Лихачев, представитель, доверенность от 20.07.2007 N 27/1/1; от ДМС администрации г. Хабаровска - С.В. Безлепкина, начальник отдела, доверенность от 29.12.2006 N 13289/02.1-06; от администрации г. Хабаровска - Т.И. Сажко, консультант, доверенность от 29.12.2006 N 1.33-315, от ОАО "ЦИТ г. Хабаровска" - Н.А. Васина, начальник отдела, доверенность от 07.08.2007 N 5275/02-02, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю на решение от 13.06.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, на постановление от 20.08.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-16/2007-1/63, по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, третье лицо с самостоятельными требованиями Федеральная служба исполнения наказаний, третьи лица без самостоятельных требований - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, ОАО "Центр инновационных технологий города Хабаровска", о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска, Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2007. Полный текст постановления изготовлен 29.12.2007.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН по Хабаровскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска в части отказа в передаче нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Шмидта, 29 и ул. Джамбула, 12; в федеральную собственность и обязании администрации г. Хабаровска передать в федеральную собственность нежилое помещение, расположенное в цокольном этаже жилого дома по ул. Шмидта, 29 в г. Хабаровске, номер объекта 0 (1-29, 31-50), площадью 731,5 кв.м и нежилое помещение, расположенное на первом этаже жилого дома по ул. Джамбула, 12 в г. Хабаровске, номер объекта 1 (1-36), в виде комнат NN 3, 7, 23, 24, 27 и места общего пользования общей площадью 102,4 кв.м (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определение суда от 04.04.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России). Требования ФСИН России аналогичны требованиям УФСИН по Хабаровскому краю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю), общество с ограниченной ответственностью "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (далее - ОАО "ЦИТ").
Решением суда от 13.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе УФСИН по Хабаровскому краю просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а именно: неправильное истолкование закона - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "ЦИТ" и ДМС администрации г. Хабаровска выразили несогласие с доводами жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представители УФСИН по Хабаровскому краю поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения, к которым присоединился представитель ФСИН России.
Представители ДМС администрации г. Хабаровска и ОАО "ЦИТ" поддержали доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу, к которым присоединился представитель администрации г. Хабаровска.
ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установил суд, спорные помещения УФСИН по Хабаровскому краю занимало с 1997 года на праве безвозмездного пользования.
С 07.11.2006 спорные помещения переданы УФСИН по Хабаровскому краю в аренду по договору N 677П/06/182 сроком на 11 месяцев.
Письмом от 02.10.2006 N 27/5/3-7669 УФСИН по Хабаровскому краю обратилось к мэру г. Хабаровска с просьбой о рассмотрении вопроса о передаче арендуемых помещений в федеральную собственность, ссылаясь при этом на Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-Ф3 и от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также недостаточное финансирование расходов по аренде.
В ответ на это письмо ДМС администрации г. Хабаровска сообщил, что в отношении спорных объектов окончательное решение по передаче объектов в федеральную собственность будет принято после дополнительного обсуждения и что срок окончания работ по перераспределению имущества определен концом 2008 - началом 2009 года.
Оставление без удовлетворения предложения УФСИН по Хабаровскому краю о передаче спорного имущества в федеральную собственность послужило основанием для обращения УФСИН по Хабаровскому краю и ФСИН России в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.
Право собственности на нежилые помещения, на необходимость передачи которых в федеральную собственность указывают заявители, зарегистрировано за г. Хабаровском (помещения адресу: г. Хабаровск, ул. Шмидта, 29) и в долевой собственности за г. Хабаровском и ОАО "ЦИТ" (помещения по адресу: г. Хабаровск, ул. Джамбула, 12).
В указанных помещениях располагаются службы УФСИН по Хабаровскому краю.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией.
При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, установив отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорных нежилых помещений в федеральную собственность, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признании незаконным его бездействия, выразившегося в непередаче имущества в федеральную собственность.
Кроме того, как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций, нарушение со стороны органа местного самоуправления положений части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, в которой установлен срок передачи такого имущества - до 01 января 2008 года, также отсутствует.
Также судом принято во внимание нахождение части спорного имущества в частной собственности, на которое положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не распространяются.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.06.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 20.08.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-16/2007-63 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией.
При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, установив отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорных нежилых помещений в федеральную собственность, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признании незаконным его бездействия, выразившегося в непередаче имущества в федеральную собственность.
Кроме того, как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций, нарушение со стороны органа местного самоуправления положений части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, в которой установлен срок передачи такого имущества - до 01 января 2008 года, также отсутствует.
Также судом принято во внимание нахождение части спорного имущества в частной собственности, на которое положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не распространяются."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4893
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании