Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2007 г. N Ф03-А80/07-2/5525
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Ч": Пьяных С.С., представитель по доверенности от 25.01.2007 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на постановление от 20.08.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А80-35/2004; А80-53/2004 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Ч" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании недействительным решения, по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу к Государственному предприятию Чукотского автономного округа "Ч", о взыскании 21970095 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2007 года.
Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Ч" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о привлечении его к налоговой ответственности.
Межрайонной инспекцией предъявлено встречное заявление о взыскании с предприятия налоговых санкций по пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 120 и статьи 123 НК РФ в сумме (с учетом уточнения) 21970095 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.12.04 заявление предприятия удовлетворено частично. Признано недействительным доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 21666662 руб., пеней и штрафа на общую сумму 9746860 руб., доначисление налога на прибыль в сумме 4331023 руб., пеней и штрафа в общей сумме 1898436,60 руб.; доначисление налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 634542 руб., пеней и штрафа в общей сумме 127735,6 руб.; доначисление налога на доходы иностранных юридических лиц в сумме 82003805 руб. и штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 16400760 руб.
Требование о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на имущество предприятий в сумме 7169940 руб., пеней и штрафа по налогу в сумме 6972575 руб. оставлено без рассмотрения в связи с принятием по данному спору Арбитражным судом Чукотского автономного округа решения по делу N А80-74/2004 от 23.06.2004.
В остальном в удовлетворении заявления отказано.
По мнению суда, налоговым органом при определении суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет расчетным путем, нарушено требование подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, так как суммы налогов определены на основании информации о налогоплательщике, а подлежали определению на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Кроме того, указал суд, налоговым органом неправильно установлен момент оказания услуг, и, соответственно, момент возникновения выручки для целей налогообложения, а также не учтено, что предприятие не являлось налоговым агентом в отношении выплачиваемых компании "Фергюсон Симек Кларк" доходов.
В связи с частичным удовлетворением заявления предприятия, требования налогового органа удовлетворены в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога с владельцев транспортных средств в сумме 1195,20 руб. и штрафа за неуплату налога на землю в сумме 2093,40 руб.
В остальном требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2005 решение суда изменено. Признано недействительным доначисление налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, пеней и штрафов по пункту 1 статьи 122, статьи 123, статьи 120 НК РФ. Производство по делу по требованию предприятия о признании недействительным оспариваемого решения по доначислению налога на имущество и требованию налогового органа о взыскании штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по земельному налогу за 2002 год и пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество прекращено в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу N А80-74/2004, А80-105/2005 и добровольной уплатой предприятием штрафа по земельному налогу.
Встречное требование налогового органа удовлетворено в части взыскания штрафа в сумме 1195,20 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, статьи 123 НК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.02.2006 постановление апелляционной инстанции отменено в части признания недействительным доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 21666662 руб.; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 634542 руб.; налога на прибыль в сумме 2835720 руб.; пеней, приходящихся на эту сумму; пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 5538587 руб.; пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 267194 руб.; взыскания штрафов за неуплату НДС, налога на пользователей автомобильных дорог; налога на прибыль; за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения с направлением дела в этой части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в удовлетворении заявления общества в части признания недействительным доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 21666662 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5538587 руб., штрафа в сумме 4333332,40 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 634542 руб., пени в сумме 267194 руб., штрафа в сумме 126908 руб., налога на прибыль в сумме 4331023 руб., пени в сумме 1032232 руб., штрафа в сумме 866204,60 руб. отказано.
С государственного предприятия "Ч" по встречному заявлению взыскан штраф в сумме 521876,61 руб. При этом суд применил положения пункта 1 статьи 112 НК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2007, с учетом определения от 09.04.2007, постановление апелляционной инстанции отменено в связи с невыполнением указаний кассационной инстанции.
Постановлением от 20.08.2007 решение суда первой инстанции от 29.12.2004 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятый апелляционной инстанцией судебный акт отменить, в удовлетворении заявления государственного предприятия "Ч" о признании недействительным оспариваемого в вышеуказанной части решения налоговой инспекции отказать, заявление налогового органа удовлетворить.
Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии его представителя.
Государственное предприятие "Ч" просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующее налоговому законодательству.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 27.12.2007. 27.12.2007 предприятием заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с направлением представителя, участвующего в рассмотрении дела, в командировку в г. Москва и невозможностью в связи с этим прибыть в судебное заседание.
Рассмотрев заявленное ходатайство кассационная инстанция не находит оснований для его удовлетворения, поскольку пояснения по делу даны в судебных заседаниях 20 и 21 декабря 2007 года. Отзыв на кассационную жалобу предприятием представлен.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителя предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, государственное предприятие "Ч" в проверяемом периоде исполняло функции заказчика: реализацию проектов по строительству объектов. Инвестирование организации комплекса работ и строительства объектов осуществлялось инвесторами путем перечисления денежных средств на счет заказчика - государственного предприятия "Ч". Данные обстоятельства предприятием не оспариваются.
В соответствии со статьей 146 НК РФ налогом на добавленную стоимость облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования. При этом, согласно статье 162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг иных денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Статьей 39 НК РФ установлено, что реализацией услуг признается оказание на возмездной основе услуг одним лицом другому лицу. Под услугой в соответствии со статьей 38 НК РФ для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В целях налогообложения деятельность заказчика по реализации инвестиционного проекта является оказанием услуг. Следовательно, стоимость этих услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, независимо от примененного налогоплательщиком отражения проводимых операций на счетах учета и от источников финансирования. Стоимость услуг определяется сметой. Полученные денежные средства в размере сметной стоимости услуг заказчика являются для него полученным авансом.
При выполнении услуг заказчика, организации руководствуются Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстроя России от 08.06.2001 N 58.
В пункте 1.6 названного постановления указано, что при реализации конкретного инвестиционного проекта заказчик финансируется за счет средств, предусмотренных в свободном сметном расчете стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их частей. Следовательно, расходы инвестора по содержанию заказчика включаются в инвестиционную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов из чего следует, что деятельность заказчика также финансируется инвестором.
Согласно пункту 1.8 постановления N 58 от 08.06.2001 размер денежных средств на выполнение функций заказчика указывается в договоре либо может быть определен по смете на строительство. Для заказчика сумма, рассчитанная согласно смете, является предоплатой за оказание услуг. Таким образом, в момент получения денежных средств от инвестора заказчик должен определить сумму предоплаты своих услуг, с которой следует исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ. По мере подписания акта выполненных работ у заказчика отражается выручка в доле, пропорционально оплаченной инвесторами стоимости объектов. По факту выполненной услуги начисляются НДС.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что полученные от инвесторов денежные средства государственного предприятия "Ч" перечислены подрядчикам. В кассационной жалобе налоговый орган данные обстоятельства не опровергает. Таким образом, при отсутствии на момент проверки доказательств получения денежных средств оснований для доначисления НДС не имелось.
Кроме того, акт проверки и решение налогового органа не содержит сведений о том осуществлена ли реализация инвестиционных договоров, по которым доначислен НДС.
Согласно пункту 15 ПБУ 2/94 финансовый результат у заказчика образуется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты и фактическими затратами по его содержанию.
Суд апелляционной инстанции установил, что финансовый результат от оказания заказчиком услуг не выявлен. Налоговым органом вывод суда в данной части не опровергнут.
Довод кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применен подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, не может служить основанием для отмены судебного акта, так как при отсутствии финансирования оснований для доначисления налогов не имеется.
Ссылки на неправомерное применение судом апелляционной инстанции пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 и статьи 2 Федерального закона N 214 от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не привели к принятию незаконных актов.
Таким образом, по доводам жалобы оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 20.08.2007 по делу N А80-35/2004, А80-53/2004 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2007 г. N Ф03-А80/07-2/5525
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании