Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/6083
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "В" - Чепур В.В. - директор, от ответчика: МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Кисловский Е.А. - специалист 1 разряда, дов. N 04-09/10 от 09.01.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "В" на решение от 27.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 23.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-8286/2007-90АП, по заявлению Общества с ограниченой ответственностью "В" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N б по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 195 от 17.07.2007 о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.08.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на момент проведения проверки в закусочной отсутствовали, то общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. Как указывает заявитель жалобы, необходимые документы у общества имелись в наличии и были представлены налоговому органу 03.07.2007. Кроме того, у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда, постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в закусочной "9 граммов", принадлежащем ООО "В", расположенном по адресу: г. Хабаровск, улица Серышева, 42. В ходе проверки установлено отсутствие при продаже водки особой "Союз Виктан на березовых бруньках" емкостью 0,5 литра (1 бутылка), водки "Царская" емкостью 0,5 литра (1 бутылка) товаротранспортной накладной, справки к товаротранспортной накладной, удостоверения о качестве и сертификата соответствия. По данному факту должностным лицом налогового органа составлен акт N 20-15/84 от 02.07.2007. Необходимые документы обществом представлены в налоговый орган 04.07.2007.
04.07.2007 должностным лицом налогового органа в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 141. На основании акта проверки и протокола и.о. начальника инспекции по налогам и сборам принято постановление N 195 от 17.07.2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Условия оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно пункту 2 статьи 16, абзацу 7 пункта 1 статьи 26 которого запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при отсутствии указанных сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно пункту 139 Правил продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 138 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" и пунктами 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлена обязанность продавца по своевременному доведению до сведения покупателя в наглядной и доступной форме информации об алкогольной продукции.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции.
Ответственность за нарушение данных Правил, а именно за отсутствие в момент проверки в торговой точке сертификата соответствия и сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию, установлена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом часть 3 данной нормы предусматривает ответственность за нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не охваченных частями 1, 2 указанной статьи, и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Поскольку на момент проверки закусочной обществом не представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, но были представлены в инспекцию при составлении протокола, то суд обоснованно признал постановление административного органа о привлечении ООО "В" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ правомерным.
Ссылка заявителя жалобы на то, что надлежащие документы были представлены налоговому органу 03.07.2007, а не 04.07.2007 при составлении протокола, отклоняется как не имеющая правового значения, поскольку документы, подтверждающие легальность производства и оборот реализуемой алкогольной продукции, должны находиться в торговой точке, осуществляющей продажу данной продукции и представляться налоговому органу в момент проведения проверки, в рассматриваемом случае 02.07.2007.
Довод кассационной жалобы об отсутствии полномочий у налогового органа по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции был предметом рассмотрения арбитражным судом и получил надлежащую правовую оценку.
Поскольку арбитражным судом установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и доказательства по делу получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их переоценки в силу статьи 286 указанного Кодекса, определяющей полномочия кассационной инстанции, и отмены состоявшихся по делу судебных актов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 274, 284, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.08.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А73-8286/2007-90АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность за нарушение данных Правил, а именно за отсутствие в момент проверки в торговой точке сертификата соответствия и сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию, установлена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом часть 3 данной нормы предусматривает ответственность за нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не охваченных частями 1, 2 указанной статьи, и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Поскольку на момент проверки закусочной обществом не представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, но были представлены в инспекцию при составлении протокола, то суд обоснованно признал постановление административного органа о привлечении ООО "В" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/6083
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании