Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6379
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Катренко К.Н., представитель по доверенности N 02 от 01.01.2008, от ответчика: Козерод И.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности N 685 от 11.12.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянстрансойл" на постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12530/2006-28, по иску закрытого акционерного общества "Альянстрансойл" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 48043 руб. 75 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2008. Полный текст постановления изготовлен 05.02.2008.
Закрытое акционерное общество "Альянстрансойл" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 48043 руб. 75 коп., составляющих стоимость недостающего груза, утраченного в результате течи вагона-цистерны N 73441842, прибывшего по железнодорожной накладной N ЭУ211224.
Решением суда от 16.02.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2007 решение от 16.02.2007 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением от 16.08.2007, оставленным без изменения постановлением судом апелляционной инстанции от 31.10.2007, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность принятого по делу постановления проверяется по кассационной жалобе истца, который просит его отменить, исковые требования удовлетворить в связи с неправильным применением судом норм материального права (ст.ст. 20, 95 ФЗ "УЖТ РФ", п.п. 4, 7 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, п. 5.1.5 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), в соответствии с которыми, по мнению ЗАО "Альянстрансойл", ответственность за недостачу груза должна быть возложена на перевозчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ответчика, возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения. Дополнительно пояснил, что согласно железнодорожной накладной N ЭУ 211224 вагоны не принадлежат перевозчику, а являются собственностью ЗАО "Альянспромсервис".
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для отмены постановления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19.02.2006 со ст. Зуй Восточно-Сибирской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭУ 211224 истец отправил на станцию назначения Хабаровск-1 Дальневосточной железной дороги сырую нефть маршрутной отправкой.
На ст. Карымская Забайкальской железной дороги 20.02.2006 обнаружена неисправность (течь) вагона-цистерны N 73441842, о чем составлены акт общей формы N 401414 от 20.02.2006, коммерческий акт N 870867/18 от 21.02.2006, акт от 20.02.2006 о техническом состоянии вагона и произведен перегруз нефти в вагон-цистерну N 74843376. Согласно коммерческому акту недостача груза составила 4621 кг. Причиной недостачи груза в цистерне N 74843376, не принадлежащей перевозчику, явилась трещина по шву котла цистерны.
Истец направил претензию ответчику, который ее не признал, ссылаясь на вину грузоотправителя и на то обстоятельство, что при расчете не учтены естественная убыль и погрешность измерительных приборов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Альянстрансойл" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статья 796 ГК РФ и статья 95 УЖТ РФ устанавливают ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что согласно статье 20 Устава обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие технической неисправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов произошла утрата или недостача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утраченного либо недостающего груза на перевозчика возложена быть не может.
Учитывая изложенное и исследовав материалы дела, суд установил, что поскольку погрузка нефти производилась грузоотправителем, который определял пригодность вагона-цистерны к техническому и коммерческому осмотру перед погрузкой, поэтому стоимость недостающего груза не может быть возложена на перевозчика.
Выводы суда в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено в связи с чем постановление подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12530/2006-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 796 ГК РФ и статья 95 УЖТ РФ устанавливают ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что согласно статье 20 Устава обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие технической неисправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов произошла утрата или недостача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утраченного либо недостающего груза на перевозчика возложена быть не может."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6379
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании