Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/6144
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 31.07.2007, постановление от 04.10.2007 по делу N А51-3942/2007 27-120 Арбитражного суда Приморского края, по иску Даубихинской квартирно-эксплуатационной части к администрации Анучинского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, муниципальному органу управления образования администрации Анучинского муниципального района о взыскании 90700 руб. 22 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2008 года.
Даубихинская квартирно-эксплуатационная часть (Домоуправление N 4) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Анучинского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, муниципальному органу управления образования администрации Анучинского муниципального района о взыскании 90700 руб. 22 коп., составляющих задолженность за предоставленные в 2004 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности.
Решением суда от 31.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2007, требования истца удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверятся кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Заявитель жалобы указывает на Постановление РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам.
Также заявитель ссылается на пропуск срока исковой давности, который должен определяться по общим правилам гражданского законодательства.
Считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно возложил на Минфин РФ расходы по госпошлине, так как в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ он освобожден от ее уплаты.
От Даубихинской КЭЧ, администрации Анучинского муниципального района и МОУО администрации Анучинского муниципального района поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а также ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение договора от 04.01.2004 N 49, заключенного с МОУО, в 2004 году предоставил льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим на территории Анучинского района.
Сумма не компенсированных затрат составила 90700 руб. 22 коп., о взыскании которых истец обратился с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 01.03.2005) специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699 тыс. руб. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Анучинскому муниципальному району для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 320 тыс. рублей.
Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года", согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Арбитражным судом Приморского края правильно в соответствии со статьей 200 ГК РФ определено начало течения срока исковой давности с 01.01.2004, то есть когда по окончании финансового года и предоставлении годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках, поэтому довод заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно не принят судом во внимание.
Не принимается во внимание и довод заявителя жалобы о неправомерном возложении на него расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Данная правовая позиция изложена в информационном письме Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд апелляционный инстанции правомерно взыскал с Минфина РФ государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены решения от 31.07.2007, постановления от 04.10.2007 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.07.2007 и постановление от 04.10.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3942/2007 27-120 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом Приморского края правильно в соответствии со статьей 200 ГК РФ определено начало течения срока исковой давности с 01.01.2004, то есть когда по окончании финансового года и предоставлении годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках, поэтому довод заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно не принят судом во внимание.
Не принимается во внимание и довод заявителя жалобы о неправомерном возложении на него расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Данная правовая позиция изложена в информационном письме Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/6144
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании