Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 апреля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/982
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сахалин Митиноку" на решение от 25.09.2007, постановление апелляционной инстанции от 23.01.2008 по делу N А59-3140/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области А59-3140/07, по заявлению Прокурора города Южно-Сахалинска Сахалинской области к закрытому акционерному обществу "Сахалин Митиноку" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2008. Полный текст постановления изготовлен 10.04.2008.
Прокурор города Южно-Сахалинска Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Сахалин Митиноку" (далее - акционерное общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением суда от 25.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2008 заявленное требование Прокурора удовлетворено. Акционерное общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Суды обеих инстанций, установив факт осуществления акционерным обществом деятельности по заготовке, хранению и переработке древесины, являющейся горючим материалом, на лесопильном участке без специального разрешения (лицензии), пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахалин-Митиноку" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суды обеих инстанций при вынесении решения и постановления, неправомерно руководствовались справочником "Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов и средства тушения", не отвечающего требованиям норм пожарной безопасности (НПБ 105-03), поскольку он не одобрен государственной службой стандартных данных, не опубликован головными научно-исследовательскими организациями и выпущен в 1990 году - до даты вступления в силу нормативных правовых актов, касающихся требований по лицензированию пожароопасных производств. В связи с этим акционерное общество считает, что его вина не доказана.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для ее удовлетворения и отмены принятых судебных актов не находит.
Как установлено судом, 10.08.2007 в результате проведенной Прокуратурой города Южно-Сахалинска Сахалинской области проверки лесопильного участка N 2, принадлежащего ЗАО "Сахалин-Митиноку" на предмет соблюдения законодательства при эксплуатации юридическими лицами на территории муниципального образования "город Южно-Сахалинск" пожароопасных производственных объектов, в ходе которой выявлен факт осуществления обществом деятельности, связанной с эксплуатацией пожароопасных производственных объектов (заготовка, хранение и переработка древесины) без специального разрешения (лицензии).
Прокурором города Южно-Сахалинска 15.08.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Сахалин-Митиноку", и направлении материалов дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Сахалинской области.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ (ст. 2).
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подпункт "в" пункта 1 Приложения к Федеральному закону N 160-ФЗ).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер вышеуказанного Федерального закона следует читать как "N 116-ФЗ"
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К данному перечню относится эксплуатация пожароопасных производственных объектов.
На основании подпункта "а" Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 595 (далее - Положение N 595), под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Пунктом 3 норм пожарной безопасности (НПБ 105-03) "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 314, допускается использование справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных при определении пожароопасных свойств веществ и материалов.
В справочнике "Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения" (под ред. А.Н. Баратова, А.Л. Корольченко, книга вторая, М., Химия, 1990 г.) (далее - справочник) такие данные как древесина (сосновая, еловая, дубовая) определены как горючий материал, а древесная пыль - как горючая смесь.
Из анализа вышеизложенного следует, что деревообрабатывающее производство относится к пожароопасным производственным объектам, поскольку в процессе деревообработки используются твердые горючие материалы, при технологическом процессе выделяются древесные отходы (щепа и опилки) и древесная пыль (способная к самовозгоранию).
Факт осуществления деревообрабатывающего производства, являющегося пожароопасным производством на лесопильном участке N 2 установлен судом обеих инстанций, подтвержден материалами дела и не опровергнут акционерным обществом.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении судом Справочника при принятии решения, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку был предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.09.2007, постановление апелляционной инстанции от 23.01.2008 по делу N А59-3140/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/982
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании