Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М, судей Каракич Л.Л, Махмудовой О.С.
при секретаре судебного заседания Харитонове М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1463/2021 по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России N12 по Иркутской области к Половникову С.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе Половникова С.Ф. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 31 мая 2021 г, УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного искового заявления указано, что Половникову С.Ф, как собственнику транспортных средств, начислен транспортный налог за 2018 год. Кроме того, Половников С.Ф. являлся плательщиком страховых взносов. В связи с принятием налогоплательщиком соответствующего решения, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена 20 января 2020 г. В связи с тем, что налогоплательщиком в срок, установленный законодательством, налог и страховые взносы не уплачены, налоговым органом начислены пени и направлены требования об уплате налога, пени и страховых взносов, которые не исполнены. Судебный приказ, выданный мировым судьей 6 июля 2020 г, отменен 4 сентября 2020 г. в связи с поступившими возражениями ответчика.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать задолженность в размере 48 755, 09 руб, в том числе: 45 851, 00 руб. - недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год; 700, 76 руб. - пени, начисленные, на сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год; 1 744, 52 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год; 4, 61 руб. - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год; 453, 01 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год; 1, 19 руб. - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 31 мая 2021 г. административные исковые требования удовлетворены в полном объеме, также взыскана государственная пошлина в размере 1576, 00 рублей.
В апелляционной жалобе Половников С.Ф. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку требования налоговым органом заявлены только 12 марта 2021 г, то есть за пределами шестимесячного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ходатайств о восстановлении срока не заявлено. При этом следует отметить, что требования заявлены за период 2017 - 2018 гг. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
Определением судебной коллегии от 9 февраля 2022 г. принят отказ административного истца от административных исковых требований к Половникову С.Ф. о взыскании задолженности по оплате транспортного налога за 2018 год в размере 4444 рублей, пени по транспортному налогу размере 67 рублей 92 копейки, производство по делу в указанной части прекращено.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие Половникова С.Ф, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем административного истца заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией межрайонной ИФНС России N 12 по Иркутской области с 1 ноября 2021 г. путем присоединения к межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области.
Частью 4 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство.
Приказом Управления ФНС России по Иркутской области от 20 июля 2021 г. N 07-02-09/139@ "О реорганизации инспекций" межрайонная ИФНС России N 12 по Иркутской области с 1 ноября 2021 г. реорганизована путем присоединения к межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области.
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в представленных представителем административного истца документах, судебная коллегия полагает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 4 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П).
Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 5-П, от 17 марта 2009 г. N 5-П, от 22 июня 2009 г. N 10-П, от 3 июня 2014 г. N 17-П и др.).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Статьей 1 Закона Иркутской области от 4 июля 2007 г. N 53-оз "О транспортном налоге" установлены налоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по транспортному налогу производится в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, налогоплательщик Половников С.Ф. является собственником следующих объектов налогообложения: катер, (данные изъяты), дата регистрации права 8 сентября 2003 г.; автобус, (данные изъяты), дата регистрации права 11 ноября 2005 г.; автомобиль легковой, (данные изъяты), дата регистрации права 5 сентября 2009 г.; автомобиль легковой, (данные изъяты), дата регистрации права 3 ноября 2012 г.; катер, (данные изъяты), дата регистрации права 28 сентября 2016 г, ? доли в праве;
- катер, (данные изъяты), дата регистрации права 22 декабря 2017 г.;
- автомобиль легковой, (данные изъяты), дата регистрации права 19 января 2012 г.
Принадлежность вышеуказанного имущества административным ответчиком не оспорена.
Межрайонная ИФНС России N 12 по Иркутской области произвела начисление ответчику транспортного налога за 2018 год на указанные транспортные средства в сумме 45851 рубль. Административному ответчику направлено налоговое уведомление N 19277677 от 15 августа 2019 г. о необходимости оплатить налог по сроку оплаты 2 декабря 2019 г.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен указанным Кодексом.
Уведомление N 19277677 от 15 августа 2019 г. направлено Половникову С.Ф. 24 августа 2019 г. заказным письмом (ШПИ 66092638331416), что подтверждается списком N 234 с отметкой почтового отделения.
Задолженность по уплате налога административным ответчиком погашена не была.
По истечении сроков для уплаты налогов межрайонная ИФНС России N 12 по Иркутской области направила ответчику требование N 4629 по состоянию на 14 февраля 2020 г. об уплате транспортного налога за 2018 год, пени, со сроком уплаты 8 апреля 2020 г.
Требование N 4629 направлено Половникову С.Ф. 21 февраля 2020 г. заказным письмом (ШПИ 66091644269270), что подтверждается списком N 240 с отметкой почтового отделения.
В силу положений пунктов 1 и 5 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В силу указанных положений закона в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Таким образом, закон не содержит обязанности налогового органа направлять лицу, прекратившему деятельность индивидуального предпринимателя налоговое уведомление об уплате страховых взносов.
При этом налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками и направляет соответствующее требование.
В установленный срок обязательства по уплате страховых взносов Половников С.Ф. не исполнил.
За Половниковым С.Ф. числится задолженность по страховым взносам, пени и штрафам за 2019 год в общем размере 2203, 33 руб, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 1744, 52 руб, пени - 4, 61 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 453, 01 руб, пени - в размере 1, 19 руб.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов в полном объеме не была исполнена Половниковым С.Ф. в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес направлено требование N 10650 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 18 февраля 2020 г. со сроком уплаты до 14 апреля 2020 г.
Требование N 10650 направлено Половникову С.Ф. 26 февраля 2020 г. заказным письмом (ШПИ 66091744789838), что подтверждается списком N 248 с отметкой почтового отделения.
В течение шести месяцев со дня истечения сроков исполнения требований N 19277677, N10650 об уплате налога, пеней налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа.
6 июля 2020 г. по заявлению налогового органа мировым судьей по 62 судебному участку Иркутского района Иркутской области выдан судебный приказ N 2а-1954/2020 о взыскании транспортного налога за 2018 год, пени по транспортному налогу за 2018 год, задолженности по страховым взносам, пени.
Судебный приказ отменен определением мирового судьи от 4 сентября 2020 г. в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
В течение 6 месяцев после отмены судебного приказа - 4 марта 2021 г, налоговый орган обратился с настоящим иском в суд, что подтверждается списком N313 от 4 марта 2021 г, информацией руководителя отдела по работе с обращениями Макрорегион Сибирь АО "Почта России".
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени налоговым органом соблюдены, при этом административным ответчиком обязанность по уплате задолженности не исполнена.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Названные сроки для взыскания недоимки административным истцом соблюдены.
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что административный ответчик в течение спорного налогового периода имел на праве собственности транспортные средства, не уплатил страховые взносы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными положениями Налогового кодекса Российской Федерации он являлся налогоплательщиком транспортного налога, плательщиком страховых взносов. Проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд, установив, что недоимка по транспортному налогу административным ответчиком не оплачена, суд правомерно исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом судебном постановлении. Расчет взыскиваемых сумм произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего порядок исчисления соответствующего налога, порядок начисления пени и расчет проверены судом и признаны верными. Учитывая, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, налоговым органом был осуществлен расчет налога исходя из представленных регистрирующим органом сведений, что соответствует закону.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом отказа налогового органа от взыскания с Половникова С.Ф. задолженности по оплате транспортного налога за 2018 год в размере 4444 рублей, пени по транспортному налогу размере 67 рублей 92 копейки, в связи с произведенным перерасчетом исходя из ? доли в праве собственности административного ответчика на водное транспортное средство катер, (данные изъяты), судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац третий резолютивной части решения суда от 31 мая 2021 г, изложив его в следующей редакции: "взыскать с Половникова С.Ф, (данные изъяты), зарегистрированного по "адрес изъят" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1461 руб.".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
произвести замену административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области его правопреемником - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 Иркутской области.
Решение Иркутского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "взыскать с Половникова С.Ф, (данные изъяты), зарегистрированного по "адрес изъят" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1461 руб.".
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий
И.М. Абрамчик
Судья
Л.Л. КаракичО.С. Махмудова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.