Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 мая 2008 г. N Ф03-А80/08-2/1558
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя К.Е. на постановление от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А80-242/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению индивидуального предпринимателя К.Е. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления.
Индивидуальный предприниматель К.Е. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - межрайонная инспекция; налоговый орган) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 02.11.2007 заявление предпринимателя удовлетворено. Постановление Межрайонной инспекции признано незаконным и отменено в связи с отсутствием правовых оснований для привлечения ИП К.Е. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, поскольку последний осуществлял денежные расчеты через автоматы по приему платежей, на которые не распространяются требования, предъявляемые к организациям и предпринимателям, осуществляющим денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 решение суда отменено. В удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления налогового органа отказано по мотиву установления в действиях предпринимателя, применяющего платежный терминал, состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением апелляционной инстанции, ИП К.Е. подал кассационную жалобу, в которой просит отменить указанное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование ссылается на пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин", постановления Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 11301/07, N 13007/07 и утверждает, что операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, межрайонная инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как вынесенное в соответствии с действующим законодательством.
ИП К.Е. и налоговый орган извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя налогового органа.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Как установлено судом, на основании проведенной налоговым органом проверки соблюдения ИП К.Е. Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), выявлен факт осуществления предпринимателем приема платежей за услуги сотовой связи через терминал по приему платежей ATT - PAY, расположенный в здании супермаркета "Новомариинский" по адресу: город Анадырь, ул. Рультытегина, д. 2 "в", не зарегистрированный в налоговом органе, не внесенный в государственный реестр как вид контрольно-кассовой техники. При приеме платежа выдается квитанция, в которой отсутствуют необходимые реквизиты - ИНН, заводской номер, порядковый номер чека, регистрационный номер электронной контрольной ленты защищенной, а также признак фискального режима. По результатам проверки межрайонной инспекцией составлены акт от 27.09.2007 N 137, протокол об административном правонарушении от 27.09.2007 N 58-ОК и вынесено постановление N 837 от 09.10.2007 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением налогового органа, индивидуальный предприниматель К.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленном законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Федеральном законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 02.11.2007 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по делу N А80-242/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа отменить. Решение от 02.11.2007 по этому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 мая 2008 г. N Ф03-А80/08-2/1558
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании