Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2105
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции "Интур-Хабаровск" - Николаева Н.П., заведующий юридическим сектором, доверенность от 16.01.2007 N 29, Серикова Ю.В., юрисконсульт, доверенность от 10.01.2008 N 01 от Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Грушко В.Л., заместитель начальника управления, доверенность от 09.01.2008 N 01/33-25, Дранцева М.В., главный государственный инспектор, доверенность от 09.01.2008 N 01/4361-1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции "Интур-Хабаровск" на решение от 06.02.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 по делу N А73-13647/2007-23 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции "Интур-Хабаровск" к Дальневосточному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным приказа от 30.11.2007 N 06-71/лиц в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2008 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровская компания по иностранному туризму и коммерции "Интур-Хабаровск" (далее - ОАО ХКИТК "Интур-Хабаровск", предприятие, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным приказа от 30.11.2007 N 06-71/лиц Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, лицензирующий орган) в части отказа в выдаче дополнительных выписок из документов, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек) на автобусы GOLDEN DRAGON XML государственные регистрационные номера М941НЕ27, М942НЕ27, М943НЕ27, М944НЕ27, М945НЕ27, М946НЕ27.
Решением суда от 06.02.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды посчитали правомерным отказ управления в выдаче лицензионных карточек, поскольку заявитель не представил "одобрение типа транспортного средства" на заявляемые к лицензированию автобусы.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что лицензирующий орган не вправе требовать документы, не предусмотренные "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение от 30.10.2006 N 637). По мнению общества, выпуск таможней на территорию Российской Федерации рассматриваемых автобусов и наличие на них паспортов транспортных средств и государственной регистрации позволяет ему участвовать в дорожном движении. Суды сослались на "Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденные постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19, которыми предусмотрено "одобрение типа транспортного средства", однако Правила не распространяются на бывшие в эксплуатации (в употреблении) транспортные средства, ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или других государств.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возражают против доводов жалобы, просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит подлежащими отмене обжалуемые судебные акты.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО ХКИТК "Интур-Хабаровск" в связи с приобретением шести автобусов импортного производства GOLDEN DRAGON XML государственные регистрационные номера М941НЕ27, М942НЕ27, М943НЕ27, М944НЕ27, М945НЕ27, М946НЕ27 для осуществления пассажирских перевозок обратилось в управление с заявлением о выдаче на указанные автобусы лицензионных карточек к ранее выданной лицензии АСС-27-033653 от 13.10.2003. Приказом от 30.11.2007 N 06-71/лиц управление отказало обществу, поскольку к заявлению не представлено "одобрение типа транспортного средства".
Не согласившись с данным приказом в указанной части, общество оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
Пунктом 11 Положения от 30.10.2006 N 637 предусмотрено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения (пункт 12 Положения).
В силу статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, пункта 9 Положения лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах, а также возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
К лицензионным требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 Положения относятся наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относится организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Статьей 16 названного Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пункт 4.5 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, обязывает организации и предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.
Согласно пункту 5.4 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок.
Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов установлены Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 (далее - Правила).
В соответствии с разделом 1 Правил под "одобрением типа транспортного средства" понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ и разделу 2 Правил транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, получение "одобрения типа транспортного средства" предусмотрено законодательством в связи с необходимостью установления соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что для получения лицензионных карточек на автобусы импортного производства, владельцем которого является общество, "одобрение типа транспортного средства" в лицензирующий орган не представлено.
В силу изложенного управлением обоснованно оспариваемым приказом отказано заявителю в выдаче лицензионных карточек.
Доводы общества о том, что "одобрение типа транспортного средства" не требуется, в связи с прохождением заявляемых к лицензированию автобусов таможенного контроля, судом кассационной инстанции отклоняются.
В силу раздела 1 Правил паспорт транспортного средства подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Между тем, представленные обществом паспорта на рассматриваемые транспортные средства не имели сведений о наличии "одобрения типа транспортного средства".
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку в порядке статьи 71 АПК РФ.
В связи с чем, состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции арбитражных судов, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 106 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.02.2008, постановление от 31.03.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-13647/2007-23 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2105
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании