Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2334
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2009 г. N Ф03-1636/2009
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Владивостока на решение от 23.11.2007, постановление от 25.03.2008 по делу N А51-9001/2007 14-336 Арбитражного суда Приморского края, по иску Заместителя Прокурора Приморского края к Администрации г. Владивостока, открытому акционерному обществу "Владивосток Авиа" о признании сделок недействительными.
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2008 года.
Заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока, открытому акционерному обществу "Владивосток Авиа" о признании недействительной сделки по выполнению перевозки пассажиров в форме чартера от 28.01.2006, договоров на оказание услуг от 24.03.2006 N 268-241/06, N 268-242/06, N 268-243/06.
Решением суда от 23.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2008, исковые требования удовлетворены. По мнению суда, между сторонами заключен договор чартерной перевозки пассажиров 28.01.2006 на основании заявки на полет с указанием даты полета - 28.01.2006, актом-отчетом о выполнении заявки на полет. Заключенные 24.03.2006 договоры на оказание 28.01.2006 услуг по перевозке пассажиров, багажа и груза N 268-241/06, N 268-242/06, N 268-243/06 признаны судом притворными, так как заключены с целью прикрыть совершенную 28.01.2006 незаконную сделку, что влечет их недействительность (ничтожность) в силу статей 168, 170 ГК РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Администрации Приморского края, в которой заявитель просит их отменить, как принятые с нарушением норм права и неполным выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе заявитель указывает на то, что между Администрацией г. Владивостока и ОАО "Владивосток Авиа" заключены и исполнены в соответствии с действующим законодательством три отдельных договора. Кроме того, заявитель жалобы указал на то, что суд необоснованно принял во внимание письмо генерального директора ОАО "Владивосток Авиа", в котором указано, что по просьбе управления финансов и экономики Администрации г. Владивостока счет-фактура от 31.01.2006 на сумму 131562 руб. разбита на три счета-фактуры по 43854 руб. каждая, так как данные обстоятельства не подтверждаются документально.
Из материалов дела установлено, открытым акционерным обществом "Владивосток Авиа" (авиакомпания) 28.01.2006 выполнена на вертолете МИ-8 перевозка пассажиров, являющихся должностными лицами Администрации г. Владивостока, по маршруту Владивосток - остров Русский - Владивосток. На осуществление полета двенадцати пассажирам выданы авиабилеты.
По результатам выполнения заявки, ОАО "Владивосток Авиа" предъявила Администрации г. Владивостока счет-фактуру N 190 от 31.01.2006 на сумму 131562 руб.
Кроме того, между Администрацией г. Владивостока - (заказчик) и ОАО "Владивосток Авиа" (авиакомпания) 24.03.2006 подписаны договоры на оказание услуг N 268-241/06, N 268-242/06, N 268-243/06, в соответствии с которыми авиакомпания должна осуществить перевозку пассажиров, багажа и груза по заявке заказчика на воздушном судне авиакомпании 28.01.2006. Стоимость услуг по каждому из названных трех договоров определена в размере 43854 руб.
Заместитель прокурора Приморского края, считая названные договоры притворными сделками, совершенными с целью сокрыть сделку от 28.01.2006, которая, в свою очередь, совершена с нарушением Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 31.12.2005 N 207-ФЗ), обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.
Арбитражный суд Приморского края, рассматривая заявление прокурора, согласился с его доводами, так как считает, что согласно статьям 104, 105 Воздушного кодекса РФ между Администрацией г. Владивостока и ОАО "Владивосток Авиа" заключена сделка по осуществлению перевозки пассажиров в форме чартера, выполненной ОАО "Владивосток Авиа" 28.01.2006.
ОАО "Владивосток Авиа" осуществила перевозку пассажиров 28.01.2006 на основании заявки Администрации г. Владивостока. Факт выполнения перевозчиком принятых на себя обязательств по заявке подтверждается актом-отчетом выполненных работ от 28.01.2006, счетом-фактурой от 31.01.2006 N 190 на сумму 131562 руб., авиабилетами, которые содержат сведения о выполнении чартерного рейса по маршруту Владивосток - остров Русский - Владивосток, время и дату вылета.
Заключенные сделки N 268-241/06, N 268-242/06, N 268-243/06 на оказание услуг авиаперевозки суд квалифицировал согласно статье 170 ГК РФ притворными, призванными скрыть первоначально заключенную и исполненную сторонами 28.01.2006 сделку по фрахтованию воздушного судна.
Этот вывод суд сделал на основании того, что сделка от 28.01.2006 заключена с нарушением Федерального закона РФ N 94-ФЗ от 27.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как сумма ее составляет 131562 руб., тогда как по закону она не может быть более 60000 руб., поэтому стороны с целью скрыть несоблюдение процедуры заключения такой сделки, установленной статьей 10 Федерального закона РФ N 94-ФЗ, заключили договоры N 268-241/06, N 268-242/06, N 268-243/06 авиаперевозки, стоимость услуг по каждому из которых составила 43854 руб.
В подтверждение данного обстоятельства суд сослался на письмо ОАО "Владивосток Авиа" исх. N 1321 от 27.07.2007, из которого следует, что по просьбе заказчика со ссылками на Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У выставленная счет-фактура N 190 от 31.01.2006 на сумму 131562 руб. за выполненную 28.01.2006 перевозку должностных лиц заказчика заменена на три счета-фактуры N 0000001961 от 28.01.2006 на 43854 руб., N 0000001917 от 14.02.2006 на сумму 43854 руб., N 0000001918 от 01.03.2006 на 43854 руб., выставленные по указанным выше трем договорам, заключенным ответчиками. Общая сумма выставленных для оплаты счетов составила 131562 руб., а актом N 000169 от 31.01.2006, подписанным заказчиком без замечаний, подтвержден факт оказания услуг по перевозке пассажиров по маршруту Владивосток - остров Русский - Владивосток 28.01.2006.
Арбитражный суд не согласился с возражениями ответчиков, что указанные сделки не имеют отношения к муниципальным нуждам и не подлежат регулированию Федеральным законом Российской Федерации N 94-ФЗ.
Однако, судебные инстанции, указывая на нарушение при заключении договора от 28.01.2006 на Федеральный закон РФ от 27.07.2005 N 94-ФЗ, не выяснили, действительно ли она связана была с муниципальными нуждами, и предусматривалось ли финансирование чартера бюджетом на соответствующий год бюджетом муниципального образования.
Кроме того, судом сделан вывод о заключении сделки с нарушением Федерального закона N 94-ФЗ без учета статьи 70 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает расходование бюджетных средств на оплату услуг без заключения контракта в порядке статьи 71 Бюджетного кодекса РФ (дополнена ФЗ-19 от 02.02.2006), по которой закупка учреждением услуг производится по контракту только на сумму 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 руб.). Стоимость чартерной перевозки 28.01.2006 составила 131562 руб.
Неосновательна оценка совершенной сделки по перевозке пассажиров от 28.01.2006 как недействительной, сделана судом со ссылкой на Указание ЦБ РФ от 14.11.2008 N 1050-У, поскольку данным Указанием установлен размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Расчет по чартерной перевозке не производился наличными денежными средствами. Кроме того, статья 71 Бюджетного кодекса РФ, указывающая ограничения по сделкам до 60000 руб. действует с 25.04.2007, введенная в действие ФЗ-53 от 20.04.2007, тогда как спор возник 28.01.2006.
Также суд не проверил, производилась ли оплата Администрацией г. Владивостока сумма 131562 руб. единым платежом.
Давая оценку договорам N 268-241/06, 268-242/06, N 268-243/06 от 24.03.2006, суд пришел к выводу о недействительности их в силу пункта 2 статьи 170 ГК РФ, так как посчитал, что, заключая их, стороны преследовали цель прикрыть другую сделку, которая фактически состоялась 28.01.2006.
По определению притворной сделки - это сделка, совершенная с целью прикрыть другую для достижения иных правовых последствий и иной воли участников сделки.
Судом не выяснено, какую цель преследовали стороны при заключении сделок 24.03.2006 (кроме перевозки), какие последствия и на что направлена была их воля при заключении договоров.
Из изложенного следует, что Арбитражным судом Приморского края приняты судебные акты по недостаточно исследованным всем обстоятельствам по делу, поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о государственной пошлине по кассационной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.11.2007, постановление от 25.03.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9001/2007 14-336 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд не согласился с возражениями ответчиков, что указанные сделки не имеют отношения к муниципальным нуждам и не подлежат регулированию Федеральным законом Российской Федерации N 94-ФЗ.
Однако, судебные инстанции, указывая на нарушение при заключении договора от 28.01.2006 на Федеральный закон РФ от 27.07.2005 N 94-ФЗ, не выяснили, действительно ли она связана была с муниципальными нуждами, и предусматривалось ли финансирование чартера бюджетом на соответствующий год бюджетом муниципального образования.
Кроме того, судом сделан вывод о заключении сделки с нарушением Федерального закона N 94-ФЗ без учета статьи 70 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает расходование бюджетных средств на оплату услуг без заключения контракта в порядке статьи 71 Бюджетного кодекса РФ (дополнена ФЗ-19 от 02.02.2006), по которой закупка учреждением услуг производится по контракту только на сумму 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 руб.). Стоимость чартерной перевозки 28.01.2006 составила 131562 руб.
Неосновательна оценка совершенной сделки по перевозке пассажиров от 28.01.2006 как недействительной, сделана судом со ссылкой на Указание ЦБ РФ от 14.11.2008 N 1050-У, поскольку данным Указанием установлен размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Расчет по чартерной перевозке не производился наличными денежными средствами. Кроме того, статья 71 Бюджетного кодекса РФ, указывающая ограничения по сделкам до 60000 руб. действует с 25.04.2007, введенная в действие ФЗ-53 от 20.04.2007, тогда как спор возник 28.01.2006.
...
Давая оценку договорам N 268-241/06, 268-242/06, N 268-243/06 от 24.03.2006, суд пришел к выводу о недействительности их в силу пункта 2 статьи 170 ГК РФ, так как посчитал, что, заключая их, стороны преследовали цель прикрыть другую сделку, которая фактически состоялась 28.01.2006."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2334
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании