Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2617
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю на решение от 11.02.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А73-13206/2007-63 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа сельского поселения "С" Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании 10421,45 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа сельского поселения "С" Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - школа) налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в сумме 10421,45 руб.
Решением суда от 11.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008, заявленные требования удовлетворены частично, со школы взысканы налоговые санкции в сумме 500 руб., в остальном - отказано. Суд, применив положения статей 112, 114 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и снизил размер штрафа, подлежащего взысканию.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции в части отказа во взыскании всей суммы налоговых санкций, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению налогового органа, суд не вправе устанавливать смягчающие ответственность обстоятельства по собственной инициативе, при том, что школой не представлено доказательств сложного финансового положения и не заявлялось ходатайство о снижении размера штрафа.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной школой налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год, по результатам которой составлен акт от 20.06.2007 N 192/196 и принято решение от 19.07.2007 N 2282 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 10421,45 руб. Налоговым органом в адрес школы направлено требование от 14.08.2007 N 363 об уплате налоговой санкции в срок до 24.08.2007, неисполнение которого в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции в указанной выше сумме.
Суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерном привлечении школы к налоговой ответственности, вместе с тем заявленные требования удовлетворил частично. Применив положения статей 112 и 114 Налогового кодекса РФ, суд признал смягчающими ответственность обстоятельствами: незначительность налогового правонарушения, имущественное положение налогоплательщика, совершение правонарушения впервые, поэтому снизил размер взыскиваемых налоговых санкций до 500 руб.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 названного Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 совместного Постановления N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что поскольку пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Таким образом, суд дает самостоятельную оценку таким обстоятельствам с точки зрения их влияния на совершенное налогоплательщиком правонарушение и делает вывод о том, принимать во внимание указанные обстоятельства при рассмотрении дела о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика или нет.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного налогового правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя. Установив наличие названных выше смягчающих ответственность обстоятельств, суд правомерно снизил размер взыскиваемых налоговых санкций, учитывая бюджетное финансирование учебного заведения, а также незначительность пропуска срока подачи налоговой декларации.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у суда права на установление смягчающих ответственность обстоятельств и снижение налоговых санкций подлежит отклонению, как не основанный на нормах Налогового кодекса РФ, поскольку в силу пункта 4 статьи 112 данного Кодекса, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке статьи 114 Налогового кодекса РФ.
Остальные доводы кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как фактически сводятся к переоценке выводов суда, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационной инстанции не предоставлено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене в обжалуемой части решения суда и постановления апелляционной инстанции. Жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.02.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А73-13206/2007-63 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2617
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании