Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/2669
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области на решение от 28.01.2008 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N A37-1936/2007-2 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области, третье лицо Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, о признании незаконным предписания от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным требования Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области (далее - ТУ ФСФБН в Магаданской области) о перечислении в доход федерального бюджета в срок до 17.09.2007 сумму незаконно израсходованных средств в размере 235636 руб.; о признании недействительным и отмене Предписания по устранению выявленных нарушений от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956 изменения в предписании от 14.09.2007 N 47-01-13-33/1023/2, от 04.09.2007 N 47-01-13-33/1071.
Решением от 28.01.2008 заявление заявителя судом удовлетворено частично. Судом признано недействительным Предписание ТУ ФСФБН в Магаданской области от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956 с учетом изменений, внесенных письмами N 47-01-13-33/1023/2 и N 47-01-13-33/1071, в части возмещения израсходования бюджетных средств в сумме 8756 руб., составляющих доплату водителю служебного автомобиля Сметанину М.А. за "классность" 8756 руб. и 2297 руб., составляющих сумму уплаченного налога с указанной суммы.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, в которой заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что суд не дал надлежащей оценки всем представленным документам и необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, ТУ ФСФБН в Магаданской области внесено изменение в Предписание от 27.08.2007 в форме писем, что не допускается нормами материального права, которыми руководствовалось ТУ ФСФБН при проверке.
Управление ФССП не согласно с судебными актами в части требований о возмещении незаконно израсходованных денежных средств федерального бюджета, которое не является мерой принуждения в смысле статьи 282 Бюджетного кодекса РФ, поскольку не предусматривает привлечение Управления к ответственности, а содержит предложение по устранению нарушений.
Также заявитель не согласен с выводами суда о том, что сокращение Управлению ФССП расходов на 2007 год на оплату коммунальных услуг не имеет правового значения для настоящего дела. Указывает, что все платежи за коммунальные услуги в декабре 2006 года осуществлены им в пределах лимитов бюджетных обязательств, на основании договоров и дополнительных соглашений к ним.
Не согласно Управление ФССП с решением суда и в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания в части требования о возмещении в федеральный бюджет сумм, выплаченных в завышенных размерах должностных окладов руководителю Управления ФССП по Магаданской области и двум его заместителям, а также уплаченного с них единого социального налога. По мнению заявителя, поскольку оклады руководителя и двух его заместителей были установлены приказом вышестоящей организации, финансирование и формирование фонда оплаты труда на финансовый год также осуществлялось вышестоящей организацией, вина Управления в неверно установленных размерах окладов его руководителя и двух заместителей отсутствует. Кроме того, Управление указывает на факт обнаружения данного нарушения Территориальным управлением еще в 2006 году.
Управление ФССП по Магаданской области возражает с выводами суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания о возмещении в федеральный бюджет сумм незаконно выданных работникам Управления авансов за январь 2007 года на сумму 10400 руб. Названные выплаты были осуществлены: в качестве перерасчета больничного листа Зиньченко О.В. за сентябрь 2005 года; оплаты больничных листов, представленных Озорновым Э.Г. после выплаты заработной платы за декабрь 2006 года.
Представители сторон в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено, ТУ Росфиннадзора в Магаданской области в соответствии с полномочиями, наделенными Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, от 08.04.2004 N 198, от 15.06.2004 N 278, приказом Министерства финансов РФ от 02.05.2007 N 39н и статьи 219 Бюджетного кодекса РФ на основании задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора произведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
По результатам проверки составлен акт от 16.08.2007, где установлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы использования средств федерального бюджета. В целях устранения нарушений ТУ Росфинадзора по Магаданской области выдано Предписание 27.08.2007 N 47-01-13-33/956 Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - УФССП по Магаданской области), где предложено перечислить незаконно израсходованные денежные средства в сумме 255115 руб. в доход федерального бюджета, из них:
- 113433 руб. - незаконно исчисленные и выплаченные руководителю Управления и двум его заместителям денежные средства по оплате труда;
- 8765 руб. - незаконно начисленная и выплаченная оплата водителю автомобиля Сметанину М.А. "за классность";
- 32017 руб. - сумма неправильно уплаченного единого социального налога, исчисленного и уплаченного с названных выплат;
- 10400 руб. - сумма незаконно выданных работникам Управления авансов в декабре 2006 года по заработной плате за январь 2007 года;
- 90500 руб. - незаконно перечисленный поставщикам аванс за коммунальные услуги в декабре 2006 года в счет расходов 2007 года.
Управление ФССП по Магаданской области направило возражения в адрес Территориального управления, по рассмотрении которых письмами от 04.09.2007 N 47-01-13-33/1071, от 14.09.2007 N 47-01-13-33/1023/2 Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области внесло изменения в предписание 27.08.2007 N 47-01-13-33/956, снизив сумму незаконно перечисленного Управлением аванса поставщикам коммунальных услуг в декабре 2006 года в счет расходов 2007 года, до 74021 руб. и общую сумму подлежащих возмещению в доход федерального бюджета денежных средств до 238636 руб.
Управление ФССП по Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным предписания от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956, изменений в предписание от 14.09.2007 N 47-01-13-33/1023/2, от 04.09.2007 N 47-01-13-33/1071.
При рассмотрении заявления УФССП по Магаданской области Арбитражный суд Магаданской области и суд апелляционной инстанции правомерно не удовлетворили требования Управления о признании недействительным Предписания относительно сокращения ему расходов на 2007 год на оплату коммунальных услуг на сумму дебиторской задолженности в сумме 70221 руб., так как указанная сумма не соответствует сумме дебиторской задолженности, указанной в предписании от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956, где она составляет 74021 руб.
Заявитель необоснованно уменьшил сумму дебиторской задолженности 90500 руб., установленной по карточке счета 120606, за счет исключения из нее суммы кредиторской задолженности 3848 руб. по карточке счета 130206, так как основания образования этих сумм разные, поэтому эти суммы никакого отношения к друг другу не имеют.
Сумма дебиторской задолженности 74021 руб. образована за счет исключения из суммы 90500 руб. суммы 16478,88 руб. (дебиторская задолженность МУП "Тенькажилкоммунэнерго" - предприятие банкрот).
Поэтому сумма 70221 руб., на которую сократили Управлению ФССП финансирование, не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о дебиторской задолженности.
Неосновательны доводы заявителя относительно законности оплаты в 2006 году услуг на сумму 74021 руб.
Заявителем при рассмотрении дела в подтверждение оказанных коммунальных услуг представлены акты сверки, счета-фактуры и платежные поручения, но не по всем поставщикам коммунальных услуг. Кроме того, не во всех платежных документах присутствует разрешительная надпись Федерального казначейства в порядке пункта 3 статьи 251 Бюджетного кодекса РФ, которая является основанием для осуществления платежа.
Во всех представленных актах сверки с поставщиками коммунальных услуг видно, что по состоянию на 01.01.2007 производилось авансирование оказываемых коммунальных услуг (перечисленные УФССП в 2006 году денежные средства превысили фактически оказанные услуги).
Таким образом, подтверждением оказания услуг являются договоры и дополнительные соглашения, акты сверки и платежные документы, которые доказывают, что Заявителем производилось авансирование коммунальных услуг на 2007 год.
Пункт 2 Порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2006 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2006 N 141н, не предусматривает принятие получателем средств федерального бюджета денежных обязательств, необходимых для совершения расходов следующего финансового года.
Пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, предусмотрено, что оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителями и энергоснабжающей организацией, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов.
Поскольку Управление ФССП по Магаданской области является бюджетным учреждением, у него не было права авансировать оплату выше указанных услуг.
Кроме того, указанное авансирование коммунальных услуг было произведено в нарушение требований, установленных статьями 12, 66, 68, 222, 242, 264 Бюджетного кодекса РФ. Ассигнования, выделенные из федерального бюджета на текущие расходы по содержанию Управления в рамках финансового 2006 года, направлены на авансирование расходов 2007 года, тогда как по окончании финансового 2006 года неиспользованные денежные средства Управление обязано было вернуть в бюджет.
Кроме того, авансирование коммунальных услуг на сумму 74021 руб. подтверждается объяснительной от 15.08.2007 начальника ФЭО Управления Алехиной В.В., оборотно-сальдовой ведомостью и карточкой по счету 120606, который согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденному приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, является счетом, на котором учитываются расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги.
Согласно письму Минфина РФ от 25.08.2006 N 10-5-3/3316, бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год и осуществление в текущем финансовом году расходов будущего финансового года, а также использование в новом финансовом году остатков средств федерального бюджета, не перечисленных в установленном порядке в бюджет по состоянию на 01 января соответствующего финансового года, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, авансирование Заявителем выше указанных услуг нарушает требования установленных норм бюджетного законодательства, поэтому требования о возмещении в федеральный бюджет незаконно перечисленного аванса за коммунальные услуги в декабре 2006 года, изложенные ТУ ФСФБН по Магаданской области в Предписании по устранению выявленных нарушений от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956, являются законными и обоснованными.
Необоснованны доводы заявителя по поводу отсутствия его вины в отношении завышения окладов руководителю Управления ФССП по Магаданской области и его двум заместителям, так как должностные оклады указанным должностным лицам установлены с завышением размеров, которые установлены в Указе Президента РФ от 06.03.1998 N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации".
Согласно разделу 2 приложения N 1 к данному Указу размеры должностных окладов руководителям территориальных органов и их заместителям устанавливаются в пределах 2997-3396,6 руб. При чем, в регионах с численностью населения менее 200 тысяч человек должностные оклады руководителям территориальных органов и их заместителям должны устанавливаться по минимальному окладу схемы должностных окладов, то есть в размере 2997 руб.
Согласно письму территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области от 13.02.2005 N 10/363 численность населения Магаданской области по состоянию на 01.01.2005 составляла 174,7 тысяч человек.
Следовательно, в нарушение установленных норм Заявителем в период с 01.01.2006 по 31.07.2006 были необоснованно завышены оклады руководителю Управления и его заместителям.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", именно руководитель организации и ее главный бухгалтер, а не вышестоящие по подчиненности органы, обязаны обеспечивать законность совершаемых этой организацией хозяйственных операций и их соответствие нормам действующего законодательства РФ.
Из изложенного следует, что требование ТУ ФСФБН по Магаданской области к Управлению ФССП по Магаданской области о возмещении им в доход федерального бюджета незаконных расходов в размере 113433 руб., предъявленное в предписании, соответствует закону.
Также доводы Заявителя, что авансы, выданные работникам по заработной плате за январь 2007 года в сумме 10400 руб., являются доходами 2006 года, неосновательны.
Данная сумма по состоянию на 01.01.2007 является дебиторской задолженностью, которая образовалась за счет выдачи в конце декабря 2006 года авансов работникам Управления, что подтверждается балансом исполнения бюджета.
Кроме того, данное авансирование подтверждается объяснительной начальника ФЭО Управления Алехиной В.В. от 30.07.2007 б/н, где указано, что дебиторская задолженность в сумме 10396 руб. 95 коп., образовалась в результате долга сотрудников перед Управлением по заработной плате за декабрь 2006 года.
Из объяснительной следует, что заявителем в декабре месяце были выданы авансы работникам по заработной плате за январь 2007 года, за счет чего и образовалась дебиторская задолженность.
Что касается перерасчета больничного листа на сумму 402,33 руб. Зинченко О.В., то из представленного расчетного листка за декабрь 2006 года видно, что в начислении снята сумма перерасчета больничного листа 402,33 руб., уменьшенная на сумму НДФЛ 25,00 руб., то есть сумма перерасчета составила 402,33-25=377,33 руб. Данная сумма числилась за Зинченко О.В. как задолженность перед Управлением, которая частично погашена 14.12.2006 путем внесения в кассу Управления денежных средств в сумме 350,33 руб., о чем свидетельствует ведомость от 14.12.2006 N 000027. То есть на декабрь 2006 года за Зинченко О.В. перед Управлением числилась задолженность в сумме 27,00 руб. (377,33-350,33).
Таким образом, заявитель не доказал, что изложенные факты относительно перерасчета больничного листа на сумму 402,33 руб. Зинченко О.В. недостоверны.
Также материалами дела подтверждается выдача за декабрь 2006 года и январь 2007 года Озорнову Э.В. аванса в сумме 7556 руб. 36 коп. вместо оплаты больничных листов.
Согласно расчетного листка за декабрь 2006 года Озорнову Э.В. выплачена заработная плата в полном объеме в сумме 10190,12 руб. с учетом перерасчета больничных листов на сумму 4906,62 руб. (за период 25.06.2006-06.07.2006) и сумму 5518,8 руб. (за период 25.06.2006-07.07.2006). Указанную заработную плату за декабрь 2006 года Озорнов Э.В. получил 19.12.2006 по ведомости N 0000516, этим же числом им был получен и аванс в сумме 7556,36 руб. по ведомости N 0000527.
Кроме того, согласно расчетного листка за январь 2007 года, данный аванс числится за Озорновым Э.В. как долг перед Управлением на начало января 2007 года.
Указанное авансирование сделано с нарушением требований, установленных статьями 12, 66, 68, 222, 242, 264 Бюджетного кодекса РФ, ассигнования, выделенные из федерального бюджета на текущие расходы по содержанию Управления в рамках текущего финансового 2006 года, направлены на авансирование расходов 2007 года, тогда как по окончании финансового 2006 года неиспользованные денежные средства Управления обязано было вернуть в бюджет.
Кроме того, пункт 2 Порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2006 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2006 N 141н, не предусматривает принятие получателем средств федерального бюджета денежных обязательств, необходимых для совершения расходов следующего финансового года.
Письмом Минфина РФ от 25.08.2006 N 10-5-3/3316 предусмотрено, что бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год и осуществление в текущем году расходов будущего финансового года, а также использование в новом финансовом году остатков средств федерального бюджета, не перечисленных в установленном порядке в бюджет по состоянию на 01 января соответствующего финансового года, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поскольку вышеуказанное авансирование допущено с нарушением норм бюджетного законодательства, поэтому требования о возмещении в федеральный бюджет незаконно перечисленных авансов по заработной плате, изложенные в Предписании по устранению выявленных нарушений от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956, являются обоснованными.
Неосновательны доводы Управления ФССП по поводу порядка внесения изменений в Предписание, поскольку Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами в настоящее время напрямую не регламентирован порядок и форма вынесения Предписания органами финансово-бюджетного надзора, в том числе не урегулирован порядок и форма внесения изменений (дополнений) в данный документ, то ТУ ФСФБН в Магаданской области правомерно внесла изменение в предписание от 27.08.2007 N 47-01-13-33/956 письмами от 04.09.2007 N 47-01-13-33/1071 и от 14.09.2007 N 47-01-13-33/1032/2, которые арбитражным судом приняты и рассмотрены в качестве неотъемлемой части Предписания.
Необоснованны возражения Управления ФССП по поводу того, что предписание ТУ Росфиннадзора в Магаданской области не является тем обязательным документом, по которому возможно обращение взыскания на бюджетные средства в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса РФ Федеральная службы финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Пунктом 5.13.6 Положения "О территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области", утвержденного Приказом Росфиннадзора от 28.06.2006 N 62, а также пунктом 5.14.7 Положения "О территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н, предусмотрены полномочия Территориальных органов Управления Росфиннадзора, которые в пределах своей компетенции вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Следовательно, предписание Территориального управления Росфиннадзора является ненормативным правовым актом, обладающим властно-распорядительным характером, в соответствии с которым лицо признается нарушившим закон и может привлекаться к ответственности на основании пункта 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Поскольку судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.01.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N A37-1936/2007-2 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/2669
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании