Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2789
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Индивидуального предпринимателя Т.Н., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю на решение от 11.10.2007, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу N А73-8820/2007-89АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Индивидуального предпринимателя Т.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Т.Н. (далее -предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) от 15.08.2007 N 14-14-47А о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб., N 14-14/48 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
Решением суда от 11.10.2007 заявление предпринимателя удовлетворено частично, постановление инспекции от 15.08.2007 N 14-14/48 признано незаконным и отменено по мотиву недоказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 15.08.2007 N 14-14/47-А отказано. Постановлением от 10.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда, принятым по жалобе индивидуального предпринимателя, решение суда оставлено без изменения.
Определением от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба инспекции на решение суда от 11.10.2007 возвращена со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.03.2008 N Ф03-А73/08-2/768 определение от 14.01.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.03.2008 N Ф03-А73/08-2/464 постановление от 10.01.2008 отменено как принятое с нарушением норм процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 решение суда от 11.10.2007 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда в части удовлетворения требований предпринимателя, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, наличие излишек в кассе в размере 200 руб. является доказательством неприменения ККМ, в связи с чем привлечение предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ правомерно.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, индивидуальный предприниматель Т.Н. обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что у нее отсутствует обязанность по ведению кассовой книги ввиду осуществления деятельности подпадающей под уплату единого налога на вмененный доход.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Законность, обоснованность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке и пределах статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, административным органом проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Т.Н. (свидетельство серии 27 N 000971026 от 16.04.2004), в ходе которой установлены факты неоприходования денежной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины "ЭКР 2102К", а также неприменения контрольно-кассовой техники, что зафиксировано в актах проверки от 07.08.2007 N 14-103 и от 07.08.2007 N 00025347. Административным органом 08.08.2007 в присутствии предпринимателя составлены протоколы N 47А, N 48 и 15.08.2007, приняты постановления по делу об административном правонарушении N 14-14/47А и N 14-14/48, согласно которым предприниматель признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.1 и 14.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде взыскания штрафа в суммах, соответственно, 5000 руб. и 4000 руб.
Не согласившись с постановлениями налогового органа, предприниматель обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании их незаконными и отмене.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным постановления N 14-14/48 от 15.08.2007 суд исходил из недоказанности административным органом факта неприменения ККМ. Исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от 08.08.2007 N 48, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В то же время суд признал, что установленные проверкой расхождения между суммами фискального отчета по ККМ за период с 07.06.2007 по 07.08.2007 и данными, отраженными за тот же период в журнале кассира-операциониста в сумме 1440 руб., свидетельствуют о нарушении порядка работы с денежной наличностью, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере денежной системы Российской Федерации и ее функционирования.
Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждении банков, для осуществления расчетов наличными деньгами. Каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Решением Совета Директоров Банка России от 19.12.1997 утверждено Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
Согласно пункту 2.1 Положения организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Таким образом, порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций установлен Центральным Банком РФ.
Кроме того, Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Согласно пункту 1 Положения денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производится всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением ККМ, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.
В соответствии с пунктом 12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Центральным Банком РФ.
На каждую ККМ в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, заводится журнал кассира-операциониста.
Порядок ведения кассовой книги и ее форма (N КО-4) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Согласно Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.
Порядок ведения журнала кассира-операциониста и его форма (КМ-4) утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Положение), журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денежных средств по каждой ККТ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Запись в журнал кассира-операциониста делается после снятия показаний счетчиков и проверки фактической суммы выручки.
Из этого следует, что в кассовой книге ведется учет операций, проводимый в кассах предприятий в соответствии с Порядком, установленным Центральным Банком РФ, в журнале кассира-операциониста ведется учет наличных денег по каждой контрольно-кассовой машине в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.
Таким образом, расхождение результатов сумм на контрольной ленте с данными, отраженными в журнале кассира-операциониста, не образует объективной стороны административного правонарушения, выражающейся в форме бездействия, а именно неоприходовании в кассу, кассовую книгу денежной наличности, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное решение суда, постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю от 15.08.2007 N 14-14-47А о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу N А73-8820/2007-89АП отменить.
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю от 15.08.2007 N 14-14-47А о привлечении индивидуального предпринимателя Т.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2789
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании