Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2929
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока - Шереметьева Н.В., представитель по доверенности от 21.04.2008 N 91, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "О" на решение от 05.03.2008, постановление от 19.05.2008 по делу N А51-11797/2007 25-234 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "О" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "О" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.10.2007 N 005364 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. по основаниям, предусмотренным статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.12.2007 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.02.2008 N Ф03-А51/07-2/6486 решение от 12.12.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края для устранения отмеченных нарушений.
Решением суда от 05.03.2008,, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2008, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт продажи товара без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) имел место, следовательно, общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ООО "О" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить. Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, заявитель считает, что с учетом характера правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд имел право отменить оспариваемое постановление налогового органа на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, ее представитель в судебном заседании против отмены судебных актов возражают, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.10.2007 на основании поручения от 28.09.2007 N1678 сотрудниками Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока проведена проверка соблюдения требований Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ) в кабинете контактной коррекции зрения, принадлежащем ООО "О", расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 52, в ходе которой установлен факт осуществления наличного денежного расчета при продаже контейнера для линз на сумму 100 руб. с выпиской и выдачей бланка строгой отчетности по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-35.
По результатам проверки составлены акт проверки от 05.10.2007 N 005364, протокол об административном правонарушении от 08.10.2007 N 005364. 12.10.2007 инспекцией вынесено постановление N 005364 о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о применении ККТ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовую технику.
В силу абзаца 4 статьи 5 Закона о применении ККТ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа.
Осуществляемый обществом подбор и снабжение пациентов медицинской техникой входит в понятие "медицинская услуга", при расчете за которую возможно применение бланков строгой отчетности.
В рассматриваемом случае реализован контейнер для хранения мягких контактных линз, являющийся принадлежностью, а не самостоятельным медицинским товаром. При этом обязательный договор об оказании медицинской услуги общество с покупателем не заключало. Следовательно, имел место факт реализации товара, а не оказание медицинской услуги.
Суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, а также суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применив нормы процессуального и материального права, пришел к выводу о доказанности факта административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ, а также вины общества в его совершении, что последним не оспаривается.
Довод заявителя жалобы о том, что к спорным правоотношениям возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ в силу отсутствия причиненного вреда, отклоняется как ошибочный, поскольку, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Неприменение контрольно-кассовых машин при продаже товаров, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
Между тем малозначительность административного правонарушения, исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, является оценочным понятием. Суд, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, не признал совершенное административное правонарушение малозначительным, влекущим применение последствий, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.03.2008, постановление апелляционной инстанции от 19.05.2008 по делу N А51-11797/2007 25-234 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2929
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании