Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на решение Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения административного истца Фоминой А.А. - Перова О.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Фомина А.А. обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила признать незаконным решение комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от 11 марта 2021 года N исх.-03-02107340/21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N; обязать администрацию города Нижнего Новгорода в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером в отношении земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, в результате перераспределения которых образуется новый земельный участок площадью 853 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по координатам, указанным в административном иске; обязать администрацию города Нижнего Новгорода в срок не более чем тридцать дней с момента постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, образованного в результате перераспределения, заключить с Фоминой А.А. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена.
Требования мотивированы тем, что по ее обращению от 10 февраля 2021 года комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода принято решение от 11 марта 2021 года об отказе в перераспределении земельного участка в связи с расположением образуемого земельного участка в границах двух территориальных зон ТЖИ (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) и ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), соответственно, ограничен в обороте, а также в красных линиях улицы местного значения - ул. Моисеевой. Полагает оспариваемое решение незаконным, противоречащим действующему законодательству и судебному решению, поскольку образуемый земельный участок расположен только в территориальной зоне ТЖи-1, ограниченным в обороте не является, красные линии отсутствуют, (не утверждены в составе проекта планировки и межевания территории).
Решением Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2021 года, административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от 11 марта 2021 года N исх.-03-02107340/21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N. На администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Фоминой А.А. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной 26 мая 2022 года через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 июня 2022 года, администрация города Нижнего Новгорода, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме. Заявители жалобы выражают несогласие с выводами судебных инстанций, полагают, что судами неверно применены нормы материального права. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела и в апелляционной жалобе, заявители указывают, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территории зон ТТ и ТЖИ-1, а также в границах красных линий улиц местного значения - ул. Моисеевой подтверждается представленными в дело доказательствами, и поскольку при рассмотрении заявления Фоминой А.А. были установлены обстоятельства, которые являются основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, отказ в удовлетворении заявления Фоминой А.А. соответствует закону и не нарушает права и интересы административного истца.
Фоминой А.А. на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Фоминой А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 498 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", а также жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, с кадастровым номером N
С целью улучшения жилищных условий в 2019 году Фоминой А.А. была произведена реконструкция жилого дома, которая заключалась в сносе и возведении капитальных стен литера А на прежнем месте с сохранением фундамента, пристраиванием литера А 1 за литером А, возведением над литерами А и А 1 второго этажа. Реконструкция дома проводилась, в том числе с использованием смежных по отношению к дому построек, а именно: сени, сарай, уборная, баня, существование которых ранее подтверждается инвентаризационным планом домовладения по "адрес" (данные от 8 июля 1987 года), а также планом, выданным 27 марта 2009 года. В результате проведенной реконструкции жилого дома количество помещений в нем увеличилось с 5 до 10, а площадь жилого дома - с 38, 7 кв.м до 131, 3 кв.м.
Законность данной реконструкции была установлена заочным решением Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 29 января 2020 года по делу N 2-260/2020, которым реконструированный жилой дом был сохранен, за Фоминой А.А. признано право собственности на указанный реконструированный жилой дом общей площадью - 131, 3 кв.м, расположенный по вышеназванному адресу.
10 февраля 2021 года Фомина А.А. обратилась в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
11 марта 2021 года комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода дан ответ, в котором сообщено, что по обращению административного истца принято решение об отказе в перераспределении земельного участка в связи с нахождением образуемого в результате перераспределения земельного участка в границах двух территориальных зон ТЖИ-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) и ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) и, соответственно, ограничением его в обороте, а также частичным расположением данного земельного участка в красных линиях улицы местного значения - ул. Моисеевой.
Разрешая спор и удовлетворяя в части административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", полностью расположен в территориальной зоне ТЖИ-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки); утвержденные в установленном порядке красные линии, в составе которых мог располагаться земельный участок, отсутствуют, красные линии в соответствии с градостроительным законодательством не установлены, координаты красных линий не известны, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у административных ответчиков правовых оснований для отказа Фоминой А.А. в перераспределении спорного земельного участка.
При установленных фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно положениям статьи 11.9 образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Красные линии отображаются в документации по планировке территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса российской Федерации).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке являются проект планировки территории, проект межевания.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30). Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласно информации департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от 21 октября 2021 года N СЛ-07-06-624018/20, в департаменте отсутствуют сведения о градостроительной документации, в составе которой разработан проект красных линий в районе "адрес".
Поскольку красные линии в предусмотренном законом порядке не установлены, что отмечено судами и иного из материалов дела не следует, доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам заявителей жалобы при рассмотрении дела, о законности оспариваемого решения и наличии основания для отказа в перераспределении испрашиваемого Фоминой А.А. земельного участка ввиду его расположения в красных линиях улицы местного значения - ул. Моисеевой, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Кроме того, из сведений, отраженных на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также из ответов Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 25 июня 2018 года N 406-01-11-6215/18 и от 14 ноября 2019 года N исх-406-345917/19, следует, что земельный участок расположен в соответствии с Генеральным планом города Нижнего Новгорода в функциональной зоне ЖИ-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в одной территориальной зоне - ТЖИ-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки). Красные линии в составе градостроительной документации (проект планировки и межевания территории) на территорию, в пределах которой расположен спорный земельный участок, не утверждены, а также отсутствуют сведения о каких-либо зонах с особыми условиями использования территории (санзоны, охранные зоны и т.п.), в пределах которой расположен данный земельный участок.
Кроме того, согласно заключению эксперта ООО "Альфа Про" от 21 октября 2019 года N 0166/СТ/19, изготовленному по результатам проведенной в рамках гражданского дела N 2-260/2020, рассмотренного в Приокском районном суде города Нижнего Новгорода, и приобщенному в качестве доказательства по данному делу, спорный земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).
Решением Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 29 января 2020 года, вынесенному по указанному выше гражданскому делу, установлено, что согласно сведениям, отраженным на общедоступном геоинформационном портале города Нижнего Новгорода, а также неоднократным ответам Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 25 июня 2018 года N 406-01-11-6215/18 и от 14 ноября 2019 года N исх-406-345917/19, земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080198:497 расположен по Генплану города Нижнего Новгорода в функциональной зоне Жи-1 (индивидуальная низкоплотная жилая застройка) и по Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).
Согласно имеющемуся в материалах дела заключению кадастрового инженера Преснякова Д.А, при пространственном анализе полученных сведений ЕГРН было выявлено пересечение координат земельного участка с кадастровым номером N и жилого дома с кадастровым номером N расположенного на нем, вследствие чего часть жилого дома расположена на землях, находящихся в муниципальной собственности.
С целью устранения пересечения координат была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, находящихся в муниципальной собственности. Для определения фактических границ земельного участка был произведен выезд геодезистов на местность 10 сентября 2021 года совместно с представителями администрации города Нижнего Новгорода. В результате выезда была закреплена на местности граница земельного участка со стороны ул. Моисеевой, образуемая в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497 и земель, находящихся в муниципальной собственности. По результатам проведенной работы было составлено описание прохождения границы: граница от т. 1 до т. Н 1 идет по границе гаража, пристроенного к жилому дому; граница от т. Н 1 до т. Н 2 идет по отмостке гаража и жилого дома и обозначена сигнальной лентой; граница от т. Н 2 до т. 6 идет по существующему забору. При этом кадастровый инженер пришел к выводу о том, что фактическая граница нового земельного участка площадью 853 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080198:497, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая не разграничена, согласно схеме расположения земельных участков не пересекает границы "адрес" (улицу местного значения, зона ТТ).
При установленных по делу обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что образуемый земельный участок полностью расположен в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) и его фактическая граница не пересекает улицу местного значения - "адрес" (зона ТТ), являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах и нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Иная оценка заявителями жалобы установленных обстоятельств и имеющихся по делу доказательств не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не влечет отмену судебных актов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.