Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-1/3628
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Дальнегорска - и.о начальника юрид. отдела Репников А.Г. по доверенности от 05.06.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дальнегорского городского округа на решение от 30.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по делу N А51-11447/2007 11-190 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Дальнегорска к Администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 1711366,05 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорска обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации Дальнегорского городского округа 1711366,05 руб., из которых истец, с учетом уточнений заявленных в судебном заседании 11.03.2008, просил взыскать с ответчика 1104836,83 руб. - расходы на приобретение электроэнергии, 359516,15 руб. - расходы на выплату заработной платы обслуживающему персоналу, 50332,26 руб. - сумма взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации за работников, 184723,72 руб. - общеэксплуатационные расходы.
Решением суда от 30.04.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008, исковые требования МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорска удовлетворены частично. С Администрации Дальнегорского городского округа за счет казны муниципального образования г. Дальнегорска в пользу истца взыскано 1464352,98 руб. убытков. В остальной части иска отказано.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд исходил из того, что понесенные истцом расходы в связи с обеспечением работы хлораторной и водозабора р. Кривой с 17.10.2006 по 30.04.2007 подтверждены материалами дела.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Дальнегорского городского округа обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 отменить.
По мнению заявителя жалобы, МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорска во исполнение решения Главы Дальнегорского городского округа и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17.10.2006 N 13 обеспечивало работу хлораторной и водозабора р. Кривой один день и не могло понести в связи с этим расходы в сумме 1464352,98 руб. на электроэнергию и заработную плату в размере 359516,15 руб.
Настаивает на наличии факта взимания истцом платежей за предоставленные услуги по водоснабжению с населения, что не было, по его мнению, учтено судом первой инстанции и апелляционным судом.
Администрация Дальнегорского городского округа, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направила.
МУП ЖКХ г.Дальнегорска в отзыве на кассационную жалобу и через своего представителя в судебном заседании выразил согласие с принятыми по делу судебными актами, полагая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность принятых по делу решения и постановления, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, в соответствии с решением от 17.10.2006 N 13, принятым Главой Дальнегорского городского округа и комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края "О введении на территории с. Сержантово Дальнегорского городского округа режима чрезвычайной ситуации", МУП ЖКХ г. Дальнегорска обеспечивало работу хлораторной и
водозабора р. Кривой с 17.10.2006 по 30.04.2007.
Как следует из пункта 5 решения от 17.10.2006 N 13, комиссия по чрезвычайным ситуациям обязала начальника Финансового управления Администрации Дальнегорского городского округа Винокурову Л.В. изыскать финансовые средства на обеспечение финансирования проводимых работ в условиях чрезвычайной ситуации.
МУП ЖКХ г. Дальнегорска свои обязательства исполнило в полном объеме, что подтверждается представленными в материалах дела справками начальника Сержантовского территориального отдела Администрации Дальнегорского городского округа Мирошника В.П.
Во исполнение решения от 17.10.2006 N 13 конкурсный управляющий МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорска письмом от 03.08.2007 N 1900 направил Администрации Дальнегорского городского округа смету затрат, понесенных им при осуществлении поставки холодной воды населению с. Сержантово в период с 17.10.2006 по 30.04.2007. Согласно смете общие расходы МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорска по обеспечению работы хлораторной и водозабора р. Кривой состояли из расходов на электроэнергию, заработной платы обслуживающего персонала, пенсионных начислений и общеэксплутационных расходов.
Письмом от 14.08.2007 N 211-П Администрация Дальнегорского городского округа отказалась возместить затраты истца в связи с отсутствием в бюджете 2007 года средств на эти цели.
Истец, полагая, что в результате неисполнения обязательств со стороны Администрации Дальнегорского городского округа по решению от 17.10.2006 N 13 у него возникли убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции от 14.07.2008) администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо - , газо - , тепло - , энергосбережения; принимает меры по обеспечению населения топливом.
Согласно пункту 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 29 Устава муниципального образования Администрация городского округа является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, организует электро- , тепло- , газо - , водоснабжение населения.
Исходя из положений статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с изложенным, гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, судами первой и второй инстанций правомерно сделан вывод о том, что на основании решения от 17.10.2006 N 13 Администрация Дальнегорского городского округа передала муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорска выполнение своих обязанностей по водоснабжению населения на период режима чрезвычайной ситуации и обязалось обеспечить финансирование этих работ.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку истец выполнил принятые на основании решения от 17.10.2006 N 13 обязательства, требования последнего о взыскании понесенных им расходов в сумме 1464352,98 руб. суд правомерно счел подлежащими удовлетворению.
Как установлено судами обеих инстанций, заявленные истцом расходы подтверждены материалами дела (договор энергоснабжения от 01.01.2007 N К0676, ведомости электропотребления, платежные поручения об оплате электроэнергии, решения Арбитражного суда Приморского края о взыскании с истца в пользу энергосберегающей организации задолженности по оплате услуг электроснабжения) и не оспорены ответчиком.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по делу N А51-11447/2007 11-190 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
...
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
...
Решение от 30.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по делу N А51-11447/2007 11-190 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-1/3628
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании